Возвращение блудного “Руслана”

Репатриация летающего скитальца стоимостью около $20 млн произошла в результате многомесячных судебных разбирательств в четырех странах мира между московской инвесткомпанией “Центр-капитал” и английским перевозчиком Air Foyle.

“Руслан” был арестован в июле 1997 года в голландском аэропорту Маастрихт из-за долгов его владельца – российской авиакомпании “Аякс” своим контрагентам. Сорвав сроки перевозки, “Аякс” оказался должен голландской Netherlands Traffic B.V. и английской Aviation Consultants Ltd около $500 000, по искам которых голландские власти и арестовали самолет. Примерно в то же время второй принадлежащий “Аяксу” Ан-124 разбился в Италии. У компании возникли серьезные юридические и финансовые проблемы, в результате чего арестованный “антонов” надолго задержался в Голландии.

В 2000 году “бездомным” самолетом заинтересовалась инвесткомпания “Центр-капитал”. Выкупив долги “Аякса”, она стала собственником машины, что было зарегистрировано в российском реестре воздушных судов. Тем временем голландские аэропортовые власти решили продать лайнер за долги. В декабре того же года они провели аукцион, в котором победила английская Air Foyle, предложившая за “Руслан” $6 млн.

“Центр-капитал”, разумеется, не признал итогов торгов и с тех пор в арбитражных судах Маастрихта, Москвы, Киева и Лондона добивался восстановления прав собственности на самолет, способный за год зарабатывать до $10 млн. Точку в многолетней судебной тяжбе поставил Лондонский суд, разбиравший это дело с ноября прошлого года. Стороны сошлись на том, что “Центр-капитал” получит назад свой “грузовик” в обмен на небольшую компенсацию Air Foyle в размере около $500 000. 23 апреля многострадальный “Руслан” вернулся на родину, в Ульяновск. После замены двигателей и небольшого ремонта машина, по всей видимости, будет передана в эксплуатацию воронежской компании “Полет”, с которой еще два года назад был подписан соответствующий договор.

Самолеты Ан-124-100 разработки АНТК им. Антонова и выпускающиеся на ульяновском “Авиастаре”, способные поднимать в воздух свыше ста тонн груза, формируют уникальный рынок авиаперевозок крупногабаритных грузов. Объем этого рынка в 2002 году оценивается в $300 млн. В гражданских перевозках сейчас участвуют два десятка таких машин, девять из которых принадлежит авиакомпании “Волга-Днепр”, восемь – “Антоновским авиалиниям” (“дочке” украинского АНТК им. Антонова), два – воронежской авиакомпании “Полет”. Как сообщили в авиакомпании “Волга-Днепр”, срок окупаемости нового самолета составляет около четырех лет.

Журнал «Финанс.» № 10 (05-11 мая 2003) – Главное