Прибыль в обмен на добычу

Поправки к законодательству о снижении налогового бремени в отношении «дойной коровы» бюджета – нефтегазового сектора – стали одной из первых инициатив Владимира Путина в должности главы правительства. Добывающие холдинги, большинство из которых является экспортерами нефти, лишались до 80% прибыли через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные вывозные пошлины. Правительство получало сверхдоходы, нефтяники жаловались на нехватку денег, но в целом все свыклись с такой ситуацией. Пока компаниям не перестало хватать денег на увеличение добычи. Так, в 2003 году годовой прирост составил 12%. А в 2008-м только за один квартал нефтедобыча упала на 1%. В марте вице-президент «Лукойла» Леонид Федун указал на причину – система налогообложения. Из всех ВИНК лишь «Роснефти» удается увеличивать добычу благодаря относительной молодости своих месторождений.

Мелочь, а приятно. Правительство уже пыталось снизить налоговое давление на отрасль. Так, с 1 января 2007 года была введена нулевая ставка НДПИ для некоторых месторождений, содержащих сверхвязкую нефть. Другим документом от того же налога освобождались скважины, выработанные на 80% и более. Как отмечают сами нефтяники, второй закон практически не работал: предполагалась установка дорогостоящих счетчиков, сводившая на нет всю экономию от снижения налога.

Новые предложения о налоговых послаблениях были рассмотрены на прошедшем 26 мая заседании президиума правительства РФ. Одна из льгот – изменение порядка исчисления НДПИ. Налог рассчитывается по дифференцированной шкале. При цене барреля нефти в $100 долларов на него приходится порядка $18–20. Предлагается повысить цену отсечения с $9 до $15. Это высвободит $6 долларов с барреля, которые не облагаются налогом при расчете НДПИ налогом.

«Экономия для нас составит $500-700 млн в год, – заявляет представитель «Лукойла» Владимир Семаков. – Для сравнения: в соответствии с десятилетней инвестиционной программой ежегодные капзатраты холдинга на геологоразведку, добычу, модернизацию заводов и развитие сети в среднем равны $10 млрд». Нефтяники рассчитывают, что ко второму чтению в Госдуму поступят и другие поправки. В частности, уже известно, что с 2009 года могут быть введены нормы о налоговых каникулах на новых месторождениях Тимано-Печорского бассейна, полуострова Ямал и континентального шельфа. Их срок будет разниться от 7 до 15 лет.

Наконец, правительство предлагает ввести дифференцированные акцизы на нефтепродукты, чтобы стимулировать производство технологичных высокооктановых бензинов. Возможно, в ходе обсуждения депутаты вновь поднимут вопрос о выработанных месторождениях. В Минфине подсчитали, что если будет применен понижающий коэффициент, то это может сэкономить отрасли до 35 млрд рублей. Дополнительные 20–30 млрд рублей могут поступить от введения ускоренной амортизации лицензий.

Хотят большего. Максимум пользы от льгот извлекут «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл», разрабатывающие указанные в поправках месторождения и осваивающие шельфы на Сахалине и в Арктике. «На мой взгляд, эффект для отрасли в целом, где ситуация близка к катастрофической, не выглядит существенным, – скептически замечает аналитик «Брокеркредитсервиса» Екатерина Кравченко. – Нужен комплекс мер для всех компаний. По нашим подсчетам, НДПИ в числе прочих налоговых отчислений у нефтяных компаний составляют всего 2%».

Представители отрасли уже высказали новые пожелания: под новыми предложениями для правительства подписались порядка 20 компаний. Чтобы сделать нефтедобычу рентабельной, им необходимы более решительные меры. Например, увеличить цену отсечения до $25 за баррель, ввести «каникулы» сроком на 5 лет на всех месторождениях с начала промышленной добычи и на 7 лет – на труднодоступных. На континентальном шельфе неплохо бы сделать «каникулы» пожизненными.

«Трудно сказать, что будет предпринято в будущем в части налогов – все зависит от мировых цен на энергоносители, – комментирует эти предложения старший аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. – На данный момент они высоки. Поэтому снижение налоговой нагрузки до 60% на компанию не сильно скажется на наполнении бюджета. Но не факт, что при спаде цен на нефть тенденция предоставления налоговых льгот продолжится».

Дырка в бюджете. Минфин подсчитал, что в результате этих мер бюджет недополучит в 2009 году свыше 100 млрд рублей, а в 2010 году – более 110 млрд рублей. Пока ни в одном документе не указано, на какие цели нефтяники должны будут инвестировать высвободившиеся деньги. Но многие эксперты уверены, что тратить эти деньги «не по назначению», например отправить на дивиденды или премии, чиновники не позволят. «Очевидно, будет налажена система контроля, которую станет курировать вице-премьер Игорь Сечин», – размышляет Виктор Марков.

Журнал «Финанс.» №21 (256) 02 июня — 08 июня 2008 — Капитал
Ольга Шевель

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.