Внештатная блокада

Михаил Саакашвили, президент Грузии, добился своего. «Товарищ Саахов» серьезно поссорился с Россией. Последней каплей стал арест четырех российских офицеров в Грузии по подозрению в шпионаже, кстати, уже освобожденных. «Большой северный брат» почти неделю раскачивался и ответил на демарш фактической экономической блокадой. Свои рейсы в Тбилиси отменил «Аэрофлот», о прекращени пассажироперевозок в Грузию объявили «Российские железные дороги». Даже «Почта России» прекратила пересылать в кавказскую республику денежные переводы, посылки и бандероли. Наконец, посольство России прекратило выдачу виз гражданам Грузии. Свои шаги госпредприятия объясняют проблемами, на которые до сих пор внимания не обращали. Например, РЖД – низкой востребованностью услуг, «Почта России» – систематической невыдачей денег с грузинской стороны.

Помимо неудобств для простых граждан эти запреты почти не отразятся на кавказской республике. Даже денежные переводы из России ($1,24 млрд в 2005 году, или почти 20% ВВП Грузии), которыми живет половина населения, в основном пересылаются через международные платежные системы – так надежнее. Пожалуй, больше всех пострадал Тбилисский электровозоремонтный завод. РЖД отказались от закупок деталей его производства на 100 млн рублей.

Самую ярую поддержку Грузия получила в США. Возможно, дело в том, что название кавказской республики в английском языке звучит и пишется одинаково со штатом Джорджия. Администрация США заявила, что «разочарована» действиями России в отношении Грузии. Соединенные Штаты призвали обе страны «работать в позитивном духе, чтобы урегулировать проблемы».

ТАКЖЕ ОТЛИЧИЛИСЬ…

Валерий Драганов, председатель комитета Госдумы, променял кресло народного избранника на бизнес. Депутат уходит в «Русал» на пост заместителя гендиректора по вопросам взаимоотношений с госорганами. Валерий Драганов сохранит за собой должность члена генсовета партии «Единая Россия». Дело не в деньгах: государство направило своего представителя наблюдать за объединением «Русала» с «Суалом» и заводами Glencore.

Валентина Матвиенко, губернатор Петербурга, пытается уговорить «Газ­пром» увеличить лимиты поставок газа на свой город – в полтора раза к 2015 году. Топливо требуется для запуска ТЭЦ и новым промышленным потребителям. Пока «Петербургрегионгаз» ответил отказом. Но в конце концов решаться этот вопрос будет выше. Хорошо, когда президент России и предправления «Газпрома» вышли из твоего города.

Игорь Артемьев, руководитель ФАС, выступил против идеи слияния компаний черной металлургии. «Я считаю, что это рынок крупных игроков и здесь не надо создавать монопольные структуры, – заявил он. – Что касается слияния «Русала» и «Суала», то пока нечего говорить: будем решать, когда поступят документы». Политика двойных стандартов? Скорее реальность: «Суал» и «Русал» уже давно делят рынок. Их объединение ничего не изменит.

Игорь Левитин, министр транспорта, обещает кадровые перестановки в российских авиавластях. По его словам, все чиновники, от которых зависит безопасность полетов, должны соответствовать неким иным критериям. В то же время Игорь Левитин отметил, что большинство авиапредприятий в России работают безаварийно и прозрачно. Неужели власть при реформировании рынка наконец-то начнет с себя?

Журнал «Финанс.» №39 (176) 9 – 15 октября 2006 г. – Дорогие товарищи
Андрей Школин