Афиша

Кино. Американский пирог превращается в свадебный торт: 2 октября в Москве стартует сиквел известной молодежной комедии под названием “Американский пирог: Свадьба”, реж. Джесси Дилан. Джим (Джейсон Биггс) и Мишель (Элисон Хэннигэн) решают, что пора скрепить легкомысленные отношения узами законного брака, а посему придется заказать подвенечное платье, устроить мальчишник с участием стриптизерш и выслушать кучу ненужных советов от папаши Джима. В центре туповато-комических эпизодов оказывается Стифлер (Шон Уильям Скотт) – самый отвязный из друзей жениха. Именно ему предстоят многочисленные подвиги, наиболее безобидный из которых – горячие танцы в гей-клубе. “Американский пирог: Свадьба” – одна из вариаций этого сезона на тему “свадебной вечеринки” (см. “Финанс.” № 25). На этот раз – с преобладанием грубоватого юмора, который, впрочем, дает неплохие кассовые сборы: за пять недель проката только в США прибыль составила свыше $97 млн.

На прошлой неделе любители походить пешком добрели, наконец, до кинотеатров Первопрестольной: прошествовав по российским фестивалям, новый фильм Алексея Учителя “Прогулка” стартовал в московском кинопрокате.

Два парня и девушка шагают по Питеру. Они только что познакомились, они влюбляются, соперничают, шутят… Кажется, что действие происходит в реальном времени: первоначально картина так и называлась – “Петербург on-line”. Профессиональные актеры – артисты мастерской Петра Фоменко – перемешиваются с обычными людьми, случайно проходящими по улице. Последние подчас даже и не замечают, что становятся соучастниками кинопроцесса: камера, которой пользовался оператор, была совсем крошечной. В отличие от видеоряда уличный звук пришлось переписывать в студии. Создать эффект “натуральности” было непросто: студию застелили поролоном, и, прежде чем накладывать на пленку голос, исполнителям главных ролей Павлу Баршаку, Евгению Цыганову и Ирине Пеговой приходилось совершать пробежки – так дыханию придавали сбивчатую естественность.

За эту прогулку, сценарий которой написала Дуня Смирнова, герои успеют прожить маленькую жизнь. Неожиданной будет и концовка – в кадре появится небезызвестный драматург и режиссер Евгений Гришковец. Финал останется открытым, и зрителю придется самостоятельно додумывать, чем закончится история для каждого из героев…

“Частная жизнь” сокрыта от посторонних глаз: человеческая трагедия всегда интимна. 25 сентября одноименный фильм аргентинского режиссера Фито Паэса стартовал в рамках проекта “35”. Кармен Уранга (Сесилия Рот) немолода и вполне расчетлива. Впрочем, бесстрастность и настороженность – не врожденное качество, а следствие тяжелой душевной травмы. В далеком 1976-м Кармен и ее мужа арестовала военная хунта. Десять долгих месяцев они провели в камере пыток, а потом были отпущены на свободу. Тогда Кармен поспешила эмигрировать из Аргентины. Спустя 20 лет болезнь отца заставляет ее вернуться в Буэнос-Айрес, где все напоминает ей о болезненном прошлом. Кармен обладает обостренным слухом и странными предпочтениями в сексе: она платит парам, которые занимаются любовью в соседней комнате. Голос молодого Густава (Гаэль Гарсия Берналь) кажется ей очень привлекательным, и между ними возникают странные отношения. Трагедия разворачивается на манер античной, и параллели ведут к “Царю Эдипу” Софокла. Фильм, основанный на реальных фактах, для Паэса является “способом осознания прошлого” – безжалостной эпохи военного режима 1976-1983 годов.

Выставки. О потерянных вещах просьба сообщать в “Бюро находок”. С 3 по 17 октября выставка под таким названием будет проходить в галерее арт-клуба “Муха”.

Вещи оживают, чтобы рассказывать сказки. Услышать их дано не каждому: для этого надо обладать хотя бы малой толикой образного мышления. “Внимательный взгляд художника, странный взгляд, как бы изнутри, превращает обыденные вещи в произведения искусства, – говорят организаторы выставки. – Мы создали специальное бюро таких находок – сюда принимаются те вещи, которые были найдены при помощи воображения художников”. Сила фантазии способна повернуть вспять даже минутные стрелки, не нарушив при этом привычного течения времени: “ходики” часовых дел мастера Егора Арсеньева абсолютно точны, хотя и двигаются в обратную сторону. Необычные экспонаты собраны и созданы известными современными художниками Германом Виноградовым, Владимиром Архиповым, Дмитрием Цветковым, Дмитрием Шагиным, Олегом Дергачевым, дизайнером Юрием Гордоном, художником и авангардным модельером Андреем Бартеневым. Последний, кстати, представит собственную коллекцию фантастичных, почти инопланетных предметов.

30 сентября в галерее “Файн Арт” открывается экспозиция скульптуры и живописи Игоря Шелковского. В 1976-м он эмигрировал во Францию; с тех пор работы Шелковского приобрели Центр Помпиду в Париже, музеи современного искусства США и Европы, Третьяковская галерея и Русский музей. Тем не менее это первая персональная выставка художника, проходящая в России.

Свои скульптуры Шелковский называет прозрачными, напоминающими “возникший и застывший в воздухе рисунок”. Они и вправду производят впечатление ожившего чертежа: четко обозначенные “линии” – бронзовые бруски, образующие фигурку, и простые геометрические формы – дань увлечению художника конструктивизмом. Его букеты цветов в вазах словно стягивают вокруг себя пространство, и это ощущение автор сравнивает с эффектом паникадила в церкви. Несмотря на любовь к абстракции, Шелковского прежде всего привлекает живой мир: цветы, животные, люди… Его герои зачастую пронизаны одиночеством, будто застывшие в неподвижности сфинксы. Или, напротив, деловито вышагивают по короткой дорожке, устремленные в бесконечность…

Тем, кто бывал в театре кукол им. С.В. Образцова даже в далеком детстве, наверняка запомнились волшебные часы, украшающие его фасад. Выставка работ одного из их создателей, скульптора-монументалиста Дмитрия Шаховского, открылась 24 сентября в Государственной Третьяковской галерее.

Когда Шаховскому было девять, его отца, священника с философским образованием, литератора и переводчика, расстреляли: шел 1937 год. Мать, урожденная княжна Шаховская, одна воспитывала пятерых детей. Семья была интеллигентной, и круг знакомых ей соответствовал: юность Дмитрий провел среди художников. Поступление в Московское художественно-промышленное училище, а потом и в Институт прикладного и декоративного искусства было неизбежным: Шаховского влекло к скульптуре, которая прельщала его возможностью творить мир предметов – не лишних, не случайных, а будто необходимых для гармонии мира. “Я стараюсь начать скульптуру только тогда, когда чувствую, что такой предмет может быть, что он как бы случайно не существует, что ему хочется существовать”, – говорил он. Среди его работ – деревянный иконостас в храме Митрофания Воронежского в Москве, каменная алтарная преграда в церкви Спаса Преображения в Тушине. Не так давно скульптор принял участие в возведении храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, на том самом месте, где когда-то расстреляли его отца. Выставка, приуроченная к 75-летию скульптора, продлится до 26 октября.

Музыка. Все любители качественной классики с нетерпением ждут 1 октября: в Международный день музыки Московская филармония откроет свой 82-й сезон. В Большом зале консерватории будет звучать поистине царственная музыка – “Торжественный коронационный марш” Петра Чайковского, который был написан ко дню восшествия на престол императора Александра III. Впрочем, играть Чайковского будут целый вечер: Московский симфонический оркестр под управлением Павла Когана исполнит его Вторую оркестровую сюиту и Второй фортепианный концерт, солировать в котором будет пианист Денис Мацуев.

4 октября в Концертный зал им. П.И. Чайковского переместится кочующая труппа Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. На время реконструкции основного здания артисты остались без постоянного помещения, поэтому премьера оперы Джакомо Пуччини “Тоска” пройдет в концертном варианте. Заглавную арию Флории Тоски споет ведущая солистка театра Ирина Аркадьева, партия Каварадосси прозвучит в исполнении молодого тенора Михаила Урусова, а в роли Скапиа выступит народный артист России Евгений Поликанин.

Журнал «Финанс.» № 29 (29 сентябрь – 5 октябрь 2003) – Отдых