Культурный марафон

Музыка. За две недели до Нового года столицу посетит самый молодой и хрупкий из троицы «великих теноров» — испанец Хосе Каррерас. Он выступит на необъятной и столь немилосердной к певцам сцене Кремлевского дворца вместе с Марией Гулегиной, обладательницей неофициального звания «лучшее драматическое сопрано мира» (она даст сольный концерт в Доме музыки 27 декабря). Организаторы концерта «Рождество в Кремле. Хосе Каррерас» обещают представить публике произведения, пронизанные тематикой светлого праздника, а также лучшие сочинения мировой классики, не конкретизируя какие именно. 19 декабря.

Меломанам будет трудно пропустить и выступление российского пианиста с мировым именем Дениса Мацуева, все чаще привлекающего внимание любителей не только махровой классики, но и более «массовых» музыкальных жанров, любимца президентов, шейхов и королей. Концерт «Шедевры русской симфонической музыки» состоится в Большом зале консерватории, в его программе — «Ромео и Джульетта» Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского и концерт № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. 26 декабря.

Если последние часы старого года вы готовы отдать классической музыке, у вас есть из чего выбирать: например, концерты устраивают два самых раскрученных российских музыканта. Владимир Спиваков будет дирижировать праздничным вечером в Доме музыки. Для участия в концерте он пригласил ослепительного и фактурного аргентинского тенора Марсело Альвареса. Вместе с Национальным филармоническим оркестром певец предложит публике причудливый оперный коктейль. Правда, далеко не все истинные любители музыки смогут попасть на этот концерт — цены «кусачие»: за билет в партере придется выложить от 40 до 100 тыс. рублей. В Концертном зале им. Чайковского друзей соберет Юрий Башмет. Он предлагает встретить Новый год под музыку Штрауса. 31 декабря.

Кино. В прокате стартовала еще одна картина праздничной тематики «Счастливого Рождества!». Французский режиссер Кристиан Карион снял фильм про канун Рождества 1914 года, который четверо героев — шотландский священник, французский лейтенант, немецкий тенор и его датская возлюбленная — встречают не где-нибудь, а в окопах. И встречают весело. В ролях — Гийом Канне, удачно оттенявший Леонардо Ди Каприо в «Пляже», и Дайана Крюгер, которую кто-то посчитал достаточно красивой для того, чтобы сыграть Елену Троянскую в «Трое».

В декабре в рамках программы «Рождественская эйфория» в кинотеатре «Ролан» покажут ленты, которые выйдут в широкий прокат только в новом году, — такая вот благотворительная акция для нетерпеливых киноманов. Продемонстрируют пять премьер, большинство из которых обречены стать громкими. Жанры фильмов разные, но с парадоксальной настойчивостью организаторы смотра ко всем ним прилепили навязчивый эпитет «романтический». Одно слово, эйфория. Откроют программу «Мемуары гейши» — дразнящая восточная экзотика, показанная глазами американского режиссера Роба Маршалла, в фильмографии которого значится «Чикаго». Потом покажут кино с идиотическим названием «Преданный садовник». На него можно было не обращать внимания, если бы не исполнитель главной роли Ральф Файнс, действительно хороший актер, хоть и меланхолик (вспомните «Английского пациента» или «Онегина») с садистскими наклонностями («Список Шиндлера»), и режиссер Фернандо Мейреллес, снявший в родной Бразилии шокирующую и развеселую ленту «Город Бога». А еще мелодрама «Где скрывается правда» Атома Эгояна, саркастическая антиутопия Терри Гиллиама «Страна приливов» и на закуску — «Матч Пойнт» Вуди Аллена с раздражающе модной Скарлетт Йоханссон. 24-28 декабря.

Театр. Ленком, в середине 90-х без смущения носивший титул лучшего московского театра, но уже давно не знавший удач без скидок, делает еще одну попытку, у которой, правда, не очень много шансов стать успешной. Здесь замахнулись не на святое, но на труднодостижимое — на жесткий, поэтичный, беспросветный и очень знаменитый роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и опосредованно — на прославивший его фильм Милоша Формана. Название изменили на более спокойное — «Затмение». Играть роль МакМерфи будет Александр Абдулов. И переиграть дьявольски правдоподобного Джека Николсона ему будет очень непросто. Причем не совсем понятно, кто спектакль ставит: постановщиком заявлен болгарин Александр Морфов, а режиссером — сам Александр Абдулов. 27, 28, 30 декабря.

Других заметных премьер в этот горячий «елочный» период не ожидается. Но есть несколько не слишком новых отличных спектаклей, на которые стоит сходить, если до сих пор не случилось. «Сны изгнания» в МТЮЗе — постановка необычная, насыщенная образами и метафорами, иногда ясными и точными, иногда туманно непонятными. Кама Гинкас воплотил на сцене художественные миры Марка Шагала, наполнил действие воспоминаниями о детстве в литовском гетто, собственными фантазиями, и получился спектакль о тотальной жестокости мира, людей, времени, вечности, о любви, которая всегда ускользает, о желании жить и необходимости забывать. 22 декабря.

«Облом off», поставленный в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина, — редкий образец того, как непроходная современная пьеса, встречаясь со слаженным актерским ансамблем, превращается в первоклассный спектакль. Драматург Михаил Угаров не переиначил на свой лад труднопроходимый роман Гончарова «Обломов», он написал совсем другую историю — о герое вне времени. И сам же свой текст поставил. Получилось свежо, смело и остроумно (в первом действии), глубоко и трагично (во втором). Получилась история о том, что лень — не смертный грех, а способ отгородиться от безумного, перемалывающего индивидуальности мира. 25 декабря.

Самый «праздничный» жанр — комедия, редко по силе воздействия может сравниться с театральными тяжеловесами, но если она получается, это настоящий подарок для зрителя. «Волки и овцы» Петра Фоменко, поставленный в его мастерской, — спектакль уникальный. Редко, когда студенческая постановка обретает долгую «взрослую» жизнь. Еще реже актеры умудряются быть на сцене единым организмом и не терять при этом индивидуальности. Здесь хороши все: и пленительная Полина Кутепова, и двуликая Галина Тюнина, и острохарактерная Мадлен Джабраилова, и неожиданно лиричный Юрий Степанов, сыгравший не столько бессловесную «овцу», сколько «чеховского» человека. Спектакль по «купеческому» Островскому вдруг получился легким, воздушным, искрящимся, остроумным и умным. 27 декабря.

Выставка. В Центре современного искусства «Марс» открылась выставка черно-белых фотографий Григория Ярошенко «Рим». «Это была робкая попытка прикоснуться к прекрасному в городе, который одушевлен христианством, кровью, варварством и настоящим искусством», — говорит о проекте фотохудожник, у которого, по мнению критиков, светящийся и везде проникающий взгляд. До 10 января.

Журнал «Финанс.» № 47 (137) 19 декабря 2005 — 8 января 2006 — Отдых

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.