Однорукий автопром

Интересные события происходят на автомобильном рынке. На Дальнем Востоке провалом закончилась инициатива таможни без особого предупреждения повысить пошлины на ввозимые «праворукие» автомобили из Японии. Тысячи машин стояли на таможне, авточелноки проводили массовые акции протеста. В итоге таможенники вынуждены были пойти на попятную. Сомнительное с правовой точки зрения письмо ДВТУ от 30.09.05 №38-10/10058 «О направлении ценовой информации на автомобили» не будет применяться «до особого указания ФТС России».

Правительственная борьба с «праворукими» автомобилями в частности и с подержанными иномарками в целом на руку гиганту отечественного автомобилестроения «Автовазу». И рынок уже привык к нынешним пошлинам, которые, собственно, и дали российскому автогиганту шанс на развитие. Однако дальнейшие попытки улучшить положение российского производителя будут встречать ярое противодействие автолюбителей. Читай: избирателей. Настроения во Владивостоке сейчас практически киевские-оранжевые. Неудивительно, если учесть, что экономика региона-точнее, относительное благосостояние его жителей-держится на ввозе подержанных «японок».

НеЛАДно. «Автоваз» сократил финансирование хоккейного клуба «Лада». В заявлении клуба говорится, что решение принято исходя из принципов экономической целесообразности. Надо понимать, что такое подшефный клуб для градообразующего предприятия. Это вопрос стратегический. За спортивные успехи работники предприятия готовы простить руководству и низкие зарплаты, и маркетинговые ошибки.

В общем, без серьезных на то экономических оснований решение о фактическом выбытии «Лады» из числа соискателей хоккейных наград принято быть не могло. Бюджет клуба сократится теперь примерно на $10 млн. Что это для «Автоваза»? Если совсем недавно такой суммой автогигант мог бы пренебречь, то теперь уже нет. Доля компании на рынке стремительно снижается. И только благодаря бурному росту рынка в целом мы не видим у «Автоваза» серьезного падения продаж в абсолютном выражении. В 2005 году компания планирует продать примерно 700 тыс. автомобилей-немногим меньше, чем в 2004 году. В это время рост продаж всех иномарок должен превысить 60%.

Чистая рентабельность предприятия уже в прошлом году составляла критические 2,8%. Но рубль укрепляется, и в сегмент дешевых машин приходят новые конкуренты. В этих условиях сохранение рентабельности на прежнем уровне будет выглядеть едва ли не подвигом. На серьезные поблажки со стороны правительства менеджеры «Автоваза» рассчитывать больше не могут.

Недоваз. Фондовый рынок-лакмусовая бумажка перспектив любой компании-в перспективы «Автоваза» не верит с середины 2002 года. Именно тогда акции автогиганта достигали максимума-1200 рублей за штуку. Последние три года бумаги торгуются между 600 и 900 рублями, в то время как абсолютное большинство российских акций подорожало в несколько раз. На прошлой неделе бумаги «Автоваза» стоили менее 700 рублей. Это означает, что рыночная капитализация компании составляет $650 млн. Для компании с оборотом по итогам 2004 года в $5,5 млрд показатель крайне низкий.

Но шанс на остановку падения рыночной доли у менеджеров «Автоваза» все же есть. Если компания и дальше будет способна делать машины существенно (хотя бы на несколько десятков тысяч рублей) дешевле, чем у конкурентов, спрос продукция автозавода найдет.

Однако на всякий случай правительству все же стоит убедить какого-нибудь иностранного производителя открыть сборочное производство в Тольятти. Чтобы возможные финансовые проблемы «Автоваза» не привели к социальной катастрофе.

Журнал «Финанс.» № 38 (128), 17-23 октября 2005 — Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.