Типична такая ситуация: представитель фирмы приходит в банк, чтобы открыть счет. Все необходимые формальности служащие банка соблюдут не более чем за полчаса. Но пользоваться счетом по закону можно будет лишь через неделю, а то и через месяц. Ведь об открытии счета надо в пятидневный срок уведомить налоговиков (ст. 86 НК РФ). А все операции по счету могут проводиться лишь после получения банком информационного письма, в котором ИМНС сообщит о том, что сведения об открытии счета поступили в инспекцию.
От этого страдают как кредитные организации, так и их клиенты. Ведь ждать, пока уведомление дойдет до налоговой и будет там обработано, приходится несколько дней. Столько же идет информационное письмо из ИМНС в банк. Чтобы ускорить процесс, многие банки выдают извещения на руки клиентам с тем, чтобы они самостоятельно принесли их в налоговые и получили информационные письма на руки.
Столь неудобные правила сообщения банками сведений об открытии или о закрытии счетов установлены Указом Президента РФ от 18 августа 1996 года № 1212. Об этом же говорится в порядке открытия счетов, утвержденном Госналогслужбой России еще 11 ноября 1996 года № ПВ-6-12/773. И хотя порядок открытия счетов был признан незаконным 18 сентября 2001 года решением Верховного суда РФ № ГКПИ 01-1421, указ президента никто не отменял. Из-за такой законодательной неразберихи одни банки игнорируют и указ, и точку зрения МНС, а другие скрупулезно выполняют все требования властей.
В чем соль?
В рамках реализации проекта «Электронная Россия» было принято решение перевести документооборот между инспекциями и банками в электронный формат, то есть позволить и банкам, и налоговикам общаться через Интернет, что многократно увеличивает скорость прохождения сообщений банков об открытии (закрытии) счетов и информационных писем из ИМНС. Для этого в прошлом году Главный научно-исследовательский вычислительный центр МНС и ЗАО «Овионт-Информ» разработали программное обеспечение. Руководство налогового ведомства приняло приказ от 4 января 2003 года № БГ-3-24/1, который подвел нормативно-правовую базу под эксперимент, очертило круг его участников, а также провело специальное обучение сотрудников ряда ИМНС.
Со стороны налоговиков в пилотном проекте приняли участие 13 инспекций УМНС России по г. Москве, в том числе межрайонная инспекция № 44 (на учете в которой состоят банки). Весь банковский сектор представили пять банков-добровольцев. Ими стали ЗАО «Европейский трастовый банк», ЗАО «Международный московский банк», ОАО «АКБ «Держава»», инвестиционный банк «Траст» и ОАО «Транскредитбанк». В роли специализированного оператора выступило ООО «Такском». Контролировало ход эксперимента Управление кредитных организаций МНС России. Первый этап эксперимента проходил в Москве с марта по апрель. За это время банки передали по Интернету около 500 сообщений об открытии счетов. ИМНС в свою очередь направили банкам ровно столько же информационных писем о приеме сообщений. Параллельно с этим для чистоты эксперимента банки и налоговики пересылали сообщения, отправленные по Интернету, еще и по почте. Выяснилось, что сообщения по электронным каналам связи проходили на порядок быстрее. Так, если по почте информационное письмо приходит в банк в среднем через 10 дней после отправления сообщения об открытии счета, то, когда используется Интернет, на те же операции уходит около 9-10 часов.
Столь радикальное ускорение процесса получения информационного письма от ИМНС позволит банкам выполнять требование, предписывающее начинать операции на счетах не раньше, чем из налоговой инспекции придет подтверждение информации об открытии счета. Это также сократит расходы банков на персонал, который выполняет сейчас те функции, которые вскоре будет выполнять программа. Наконец, возможность проводить операции по счету уже через несколько часов после его открытия приведет к получению банками дополнительной прибыли.
Через тернии к… налоговому контролю
При проведении эксперимента сразу же была выявлена серьезная правовая коллизия. По закону кредитные организации должны направлять сведения о закрытии и об открытии счетов в ту ИМНС, в которой зарегистрирован клиент. То, что делать это крайне неудобно, поняли и в МНС, а потому предложили направлять всю информацию о счетах в межрайонную ИМНС № 44. Потом эта инспекция самостоятельно рассылает сообщения по тем налоговым, на учете в которых состоят клиенты банков. Инспекции в свою очередь направляют информационные письма не напрямую в банки, а в 44-ю ИМНС. А та переадресует письма в кредитные организации.
Несмотря на незаконность подобной практики, оказалось, что действовать так удобнее и банкам, и налоговикам. Поэтому в ближайшее время в законодательство будут внесены изменения для того, чтобы банки централизованно направляли сведения в ту ИМНС, которая в этом регионе России занимается кредитными организациями. Если же такой инспекции в области, округе или республике нет, то сообщения будет принимать соответствующий отдел регионального управления МНС.
Кстати, налоговики, концентрируя информацию о счетах в одной ИМНС, имеют в виду не только удобство налогоплательщиков, но и преследуют другие цели. Предполагается создать Единый федеральный реестр счетов по аналогии с Единым государственным реестром юридических лиц. В том, что это существенно усилит налоговый контроль, сомневаться не приходится.
Высокопоставленный источник в МНС рассказал журналу «Финанс.», какие преимущества появятся у налоговиков с введением в действие такого реестра. По его словам, если сейчас к инспектору приходит сообщение из банка об открытии счета какому-нибудь предприятию, ему приходится серьезно поработать, чтобы проверить, не является ли компания должником перед государством. Выяснив, что на фирме висит должок, инспектор должен направить банку решение о приостановлении операций по счетам этой компании. На все это уходит в лучшем случае несколько недель. Обычно же подобная проверка либо не проводится, либо затягивается на месяцы. А когда будет создана новая система, программа будет автоматически проверять, есть ли долг за предприятием. И если это так, то вместе с сообщением о том, что информация банка об открытии счета была принята, ИМНС будет направлять решение о приостановлении операций по этому счету.
Есть еще один нерешенный вопрос. Он касается информационной безопасности проекта. Ведь банкам необходимо быть уверенными в том, что данные о счетах получат только налоговики, а также в том, что эти сведения не уйдут на сторону. Конечно, специализированный оператор предоставил средства криптозащиты, позволяющие обеспечить безопасность передачи сообщения. Дополнительным средством обеспечения безопасности является и использование банками и налоговиками электронной цифровой подписи. Но вот вопрос о том, можно ли будет обеспечить безопасность федерального реестра счетов, пока остается открытым.
Вместо заключения
Несмотря на то что проект пока еще находится в стадии разработки, в МНС положительно оценили первые итоги его реализации. И сейчас начинается вторая фаза эксперимента. В соответствии с приказом МНС России от 13 мая 2003 года № БГ-3-24/245 в нем примут участие управления МНС России по Москве и Московской области. Число банков-участников проекта увеличится вдвое — до 10. Одновременно с этим разработан и направлен в Банк России проект приказа МНС России, предусматривающий утверждение порядка представления сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) счета в электронном виде.
Источник журнала «Финанс.» в МНС уверен, что уже с июля можно ожидать, что число участников эксперимента еще больше расширится. Речь идет о банках и ИМНС, расположенных в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. А если говорить о самых смелых предположениях, то вполне возможно, что к концу этого — началу следующего года сообщение сведений о счетах по Интернету из эксперимента превратится в постоянную практику и по всей России.
Документы для открытия счета в банке
Чтобы открыть счет в банке, требуется много документов. Главные среди них — копия свидетельства о регистрации юридического лица (заверенная у нотариуса) и справка из ИМНС о постановке на учет в налоговом органе. Предприятию необходимо оформить две карточки, на которых будут «красоваться» подписи руководителя и главного бухгалтера (также удостоверяются у нотариуса) и оттиск печати. Потенциальный клиент обязан принести копии учредительных документов, справки из ФСС и Пенсионного фонда и заявление об открытии счета. Если фирма занимается лицензионной деятельностью, то придется представить банку еще и копию лицензии. Помимо этих документов некоторые банки могут потребовать копии приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера, копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или копию свидетельства о присвоении ИНН.
Мнения специалистов
Дмитрий ВОЛЬВАЧ, начальник Управления кредитных организаций МНС России
Проект выявил очевидные преимущества системы представления сообщений банка в электронном виде по каналам связи. Существенно сократилось время прохождения сообщения от банка до ИМНС и обратно. С момента отправки банком сообщения до получения им ответа из инспекции проходило от 8 до 30 часов. При этом обмен этими документами на бумажных носителях занимает от 7 до 9 дней. Более того, у налоговиков появилась возможность оперативно реагировать на случаи открытия счетов в банке организациями — должниками перед бюджетом.
Вера МОЗГОВАЯ, главный бухгалтер ЗАО «Европейский трастовый банк»
В принципе, я считаю, что с новой электронной системой работать будет намного проще и нам (банкам), и нашим клиентам. Ведь сейчас, например, если нужно срочно открыть счет и сразу по нему проводить операции, то сделать это очень трудно. Мы специально пишем письмо в ИМНС, в котором обосновываем необходимость срочного открытия счета, затем передаем его клиенту. Тот самостоятельно везет его в инспекцию, после чего налоговики принимают решение и уведомляют о нем банк. В общем, на все это уходит масса времени. А с электронной системой все будет гораздо проще. Время будет тратиться только на прохождение файла в информационной сети налоговиков.
Олег ЕЛИСЕЕВ, генеральный директор ООО «Такском»
При расширении круга участников эксперимента появятся проблемы. Если в столице все ИМНС подключены к Интернету, то в Московской области техническая оснащенность инспекций оставляет желать лучшего. Кстати, сообщения проходят от банка в инспекцию и обратно в среднем за 9 часов. Такая задержка обусловлена тем, что каждый файл проходит по длительной цепочке. Первое ее звено — 44-я межрайонная ИМНС, затем эта инспекция направляет сведения в налоговые, на учете в которых состоят клиенты банка (налогоплательщики), после чего информация снова поступает в 44-ю ИМНС и только оттуда направляется в банк. Для ускорения прохождения и обработки сообщений необходима некоторая доработка программного обеспечения, установленного в налоговых инспекциях.
Дмитрий КОЛАБУШКИН, заместитель руководителя межрайонной ИМНС № 44
Еще два года назад при создании инспекции № 44, в которой подлежат постановке на учет банки, страховщики и инвестиционные институты, учитывая большой бумажный документооборот с банками по вопросу открытия счетов, появилась идея перевести документооборот между инспекцией и налогоплательщиками на безбумажные носители. Бумажный документооборот просто огромный: наша ИМНС выдала банкам свыше 1 млн сообщений об открытии счетов. И почти все они должны вернуться в банки в виде информационных писем. Поэтому электронный обмен информацией между банком и ИМНС призван упростить существующий порядок.
Смысл нового порядка представления сведений заключается не только в том, чтобы облегчить работу налоговикам и налогоплательщикам, но и сформировать Единый федеральный ресурс счетов. Скорее всего в каждом регионе за него будет отвечать одна из ИМНС или само управление.
Налоговый инспектор из Москвы (анонимно)
Ежедневно нашей ИМНС приходится разбираться с десятками сообщений об открытии и о закрытии счетов. Нередко совершаются ошибки, из-за которых мы проиграли несколько дел в судах.
Однажды инспектор забыл или поленился внести данные об открытии счета. Затем, когда через этот счет был переведен налоговый платеж в бюджет, другой наш сотрудник заметил, что о счете нет данных в базе. Мы подали иски в суд против банка и налогоплательщика, попытавшись решить вопрос мирно. Однако в суде и предприятие, и банк представили доказательства, что сведения об открытии счета ими были направлены вовремя. Более того, бухгалтер предприятия принес их в ИМНС лично и получил соответствующий штамп. Естественно, это дело мы проиграли, а судьи стали относиться к нашей ИМНС с предубеждением.
Бухгалтер крупного московского банка (анонимно)
Сейчас в нашем банке сообщением сведений о счетах в налоговые инспекции занимается один, а иногда и два сотрудника. Кроме этого, они не успевают делать ничего другого. Если вместо них будет работать программа, банк только выгадает. Как и во всех новшествах, в этом будут и отрицательные стороны, например усиление налогового контроля. Но, на мой взгляд, плюсов больше.
Журнал «Финанс.» № 15 (09-15 июня 2003) — Бизнес
Павел Данилин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.