Кино. Перекрасить классику в цвета современности — идея вроде бы не новая, хоть время от времени и всплывает в голове кого-нибудь из режиссеров. На этот раз омолодить решили и многострадальную чеховскую «Чайку», эксперименты над которой не ставил только ленивый: 11 декабря в московский прокат выходит фильм «Малышка Лили» Клода Миллера.
Первые чеховские аллюзии возникают через пять минут просмотра: нервный и претенциозный юноша по имени Жюльен (Робинсон Стевенен), снявший дебютную короткометражку, выносит ее на суд родных и домочадцев, в числе которых его матушка, манерная актриса (Николь Гарсиа), и ее любовник, маститый кинорежиссер (Бернар Жиродо). Малышка Лили (Людивин Санье) играет главную роль, и вот-вот с экрана раздастся ее программный монолог. Его ждешь, угадывая подспудно: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки» и так далее по тексту пьесы. Тест на идентификацию проходит успешно, и после этого можно дремать по меньшей мере час: отличия от первоисточника будут чисто декоративными. Жюльен, как и любой нормальный Треплев, прервет незадавшуюся премьеру скандалом, Лили, как и положено Нине Заречной, позволит Тригорину-Брису себя соблазнить, а Аркадина, здесь — Мадо, будет преисполнена актерского жеманства. Отход от канона намечается ближе к концу: режиссер демонстрирует, что волен поступать с чеховским сюжетом, как ему заблагорассудится. Претензия на постмодернистский ход и хеппи-энд — на фоне Чехова все это выглядит как-то мелковато. Но французы предпочитают обойтись без излишнего трагизма.
10-14 декабря в Большом зале ЦДЛ будет проходить Фестиваль немецкого кино. Откроет просмотр короткометражная картина «Мои родители», но главным фильмом фестиваля, по всей видимости, станет драма «Дальний свет» — призер ФИПРЕССИ на Берлинале-2003, — которую в Москве представят режиссер Ханс-Кристиан Шмит и продюсер Якоб Клауссен.
Единство места и почти что единство времени. Пограничная река между Германией и Польшей и 48 часов, которые отведены героям, чтобы изменить свою жизнь или понять себя, или попытаться вернуть былую любовь. Серебристая полоска воды оказывается заколдованной: словно магнит, она притягивает людей с непростыми судьбами, будь то украинские беженцы, продавцы контрабандных сигарет, разорившийся бизнесмен или несовершеннолетняя преступница. Для одних граница станет территорией отчуждения, для других — местом, где сбываются чудеса…
Планируются приезд на фестиваль режиссеров Зенке Вортмана («Бернское чудо») и Юкселя Явуза («Немного свободы»), демонстрация короткометражного проекта Next Generation 2003 и ретроспективный показ отреставрированной версии «Метрополиса» — немой фильмы, снятой режиссером Фрицем Лангом в 1927 году.
Выставки. «Десять персонажей» Ильи Кабакова, похоже, надолго прописались в Третьяковской галерее на Крымском валу: знаменитая выставка-инсталляция начала — середины 70-х будет проходить в два этапа. Часть первую можно увидеть уже сейчас, вторая будет представлена московскому зрителю в конце января.
«Десять персонажей» — это серия альбомов: в советское время, когда художникам-нонконформистам о публичных выставках не приходилось даже мечтать, альбомная техника оказывалась наиболее удобной формой существования неофициального искусства.
Десять героев, которых нет: «Вшкафусидящий Примаков», Анна Петровна, которая видит сон, «Щедрый Бармин», который, кажется, растворился от собственной щедрости, «Шутник Горохов», который ради забавы просто стер себя с листа… Илья Кабаков говорит о человеческих маниях и страхах, помещает своих героев в замкнутом пространстве «коммунальной кухни», притчево переосмысляет комплекс сложных эмоций. В общем, концептуализм. И вроде бы не так уж важно, что на выставке, посвященной 70-летию художника, представлены всего лишь факсимильные копии его работ.
«Рождественская ярмарка ярмарок», которая с 9 по 14 декабря расположится в ЦДХ, объединяет сразу четыре салона: антикварный, драгоценный, меховой и «Рождественскую ярмарку подарков». Впрочем, посетителям будут предложены и два бонуса в виде некоммерческих проектов, которые пройдут в рамках «Ярмарки ярмарок». Первый — совместная выставка «Бумажной коллекции Чапкиных» и издательства «Жираф». Поздравительные карточки конца XIX и рождественские открытки начала XX веков: умильные ангелочки, перемигивающиеся огоньки свечей, крупинки падающего снега… И новогодние игрушки советских времен с обязательными звездами — забавные фигурки из папье-маше, фольги, стекла. А посмотреть, как украшали елки в дореволюционной России, можно будет на экспозиции из коллекции антикварного салона «Елисей»: милые безделушки выполнены с филигранной тщательностью и переносят нас не только в прошлое, но и в волшебную сказку приближающегося Рождества.
Музыка. «Неужели не я?» — недоумевают Светлана Сурганова и оркестр. Бывшая «снайперша» записала свой сольный альбом и собирается представить акустическую и электрическую версию основанной на нем программы 12 декабря на концерте во МХАТе им. Горького. Новая трактовка собственного творчества времен работы с Дианой Арбениной, новые, более зрелые песни (заглавная, «Неужели не я», написана на стихотворение Иосифа Бродского) и, разумеется, вокал, который заменил звуки временно умолкшей скрипки. Впрочем, большинство композиций было написано Светланой Сургановой уже давно: в период «Ночных снайперов» творческое первенство она предоставила Диане и чаще бралась за смычок, нежели за ручку и бумагу. Из последних и самых удачных — «Мураками», которую сама Сурганова называет своей «лебединой песней». На концерте будет презентация live-альбома «Сурганова и оркестр», материал к которому был записан на первом сольном концерте команды в питерском ДК Ленсовета.
Театр. Первая балетная премьера этого сезона в Большом театре — «Ромео и Джульетта» в постановке знаменитого британского режиссера Деклана Доннеллана и молодого молдавского хореографа Раду Поклитару — уже вызвала слухи самые невероятные. Даже представители Большого называют его «самым необычным балетным проектом последних лет». Увидеть новейшую версию повести о несчастных влюбленных московские балетоманы смогут уже 13 декабря.
Накал предпремьерных страстей, безусловно, подогревается и самими создателями спектакля: репетиции проходят в обстановке строжайшей секретности, а просачивающиеся в прессу сведения будоражат самое смелое воображение. Во-первых, балет сделают двухактным, а значит, урежут и музыку Сергея Прокофьева. Во-вторых, снимут с балерин пуанты. В-третьих, лишат декорации и костюмы всяческих претензий на историчность. В знаменитой сцене на балконе будет отсутствовать… балкон. Странными окажутся и отношения между Ромео и Меркуцио. Балет, главные партии в котором исполнят Мария Александрова/Анастасия Меськова (Джульетта) и Ян Годовский/Денис Савин (Ромео), станет первой работой знаменитого драматического режиссера Деклана Доннеллана в области балета.
Журнал «Финанс.» № 39 (8-14 декабрь 2003) — Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.