Вкладчикам “до 18” простят налоги

За превышение “нормы доходности” по срочным пенсионным вкладам депутаты предлагают брать лишь 13-процентный налог. По всем остальным ставка остается прежней – 35%. Поправки коснулись лишь вкладов в рублях, налоговый режим по которым напрямую связан с уровнем ставки рефинансирования ЦБ. По валютным вкладам фискальные условия сохранились – за превышение 9-процентной годовой доходности будет взиматься 35-процентный налог. И все бы хорошо, вот только вступят эти поправки в силу через месяц после опубликования, то есть в лучшем случае в середине июня (если их одобрит Совет Федерации и подпишет президент). Принять документ задним числом – с 1 января – так и не получилось.

Действующая с 1 января 2003 года редакция НК требует взимать с вкладчиков 35-процентный налог с части процентного дохода, превышающей три четверти ставки рефинансирования Центробанка. С 17 февраля ставка была снижена до 18% годовых. Соответственно в безналоговой зоне остались лишь депозиты с доходностью не более 13,5% годовых. По остальным рублевым вкладам пришлось начислять и удерживать с населения налоги, в том числе и Сбербанку. Чтобы избежать больших технологических и финансовых трудностей, связанных с процессом начисления и удержания налогов с многочисленной армии вкладчиков, Сбербанк был вынужден понизить процентные ставки по вкладам. В результате доходность пенсионных вкладов – самых популярных в банке – опустилась с прежних 18,5% до “безопасных” 13,5% годовых. Этой ситуацией не преминули воспользоваться многие относительно мелкие частные банки, настроенные на расширение своей клиентской базы за счет новых частных вкладчиков. Стало заметно, как выросли их рекламные бюджеты, расходуемые на пропаганду более высоких, чем в Сбербанке, депозитных ставок. И вот теперь появилась надежда, что уже летом от налогов освободят более высокие процентные доходы по вкладам. В принципе в этом случае Сбербанку ничто не помешает вновь повысить доходность своих депозитов. Если это вдруг произойдет, то вкладчик, который, может быть, уже стал подыскивать более доходный банк, прекратит поиски и вернется. Ведь 18% в Сбербанке и 18% в любом другом – это, как говорится, совсем разные 18%. Как-никак в банке с контрольной долей государства пока сохраняются и госгарантии.

По словам зампреда комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, принятые депутатами поправки при условии их одобрения Советом Федерации и президентом могут вступить в силу в лучшем случае во второй половине июня – через месяц после опубликования. С этого момента налог будет взиматься лишь с вкладчиков, открывших депозиты более чем под 18% годовых (если ставка рефинансирования останется на текущем уровне). При этом удержанные налоги никто возвращать не будет, хотя изначально проект поправок предполагал вступление их в силу задним числом – с 1 января.

Как объяснил Павел Медведев, правительство решило, что вернуть налоги невозможно технически. После того как ставка рефинансирования была неоднократно снижена, резко вырос объем работы налоговых органов и банков по удержанию налога на доходы с вкладчиков. Среди клиентов Сбербанка, например, огромное количество пенсионеров с мизерными суммами сбережений. Поэтому в рамках действующего НК взимание налогов превратилось буквально в каторжный и совершенно неэффективный труд: налоги-то мизерные. Теперь все должно вернуться в разумные рамки. И теоретически Сбербанк вновь мог бы повысить ставки по рублевым вкладам до прежних уровней.

К сожалению, перед праздниками получить комментарии у многих крупнейших игроков рынка не удалось – им потребовалось время для официального переосмысления обстановки.

Журнал «Финанс.» № 10 (05-11 мая 2003) – Личное
Антон Кузин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.