В течение полутора лет российский фондовый рынок рос невообразимыми темпами. Не заметить это могли только абсолютно безразличные к инвестициям люди. Но большинство из потенциальных инвесторов, в отличие от профессиональных, мало знают о рисках вложения средств в ценные бумаги. Падение котировок бывает коротким, но крайне болезненным. Предположим, вы купили пай фонда акций перед Днем Победы. Через неделю на рынке началась коррекция, индекс РТС падает, а в один из дней закрывается в 5-процентном минусе. Стоимость приобретенного пая снижается — вы теряете деньги. Какова ваша реакция? Далеко не все в такой ситуации избегают паники и сохраняют способность к анализу.
Управляющие компании (УК) понимают: горе-инвестор, обжегшись на коррекции, будет чувствовать себя обманутым и скорее всего воздержится от дальнейших вложений в ПИФы. Как отмечают специалисты УК, у большинства приходящих к ним людей интерес смешивается с чувством страха и недоверия. Преодолевают его по-разному. Некоторые УК проводят для своих будущих клиентов специальные семинары, своеобразные инвестиционные ликбезы. «Мы стараемся не упоминать слово риск при работе с клиентами. Во время семинаров наши специалисты объясняют на конкретных примерах, как стоимость пая изменяется в зависимости от ситуации на рынке», — рассказывает директор по работе с клиентами УК «Уралсиб» Андрей Бондаренко.
Есть в запасе у управляющих и другое «объяснительное» оружие — инвестиционные консультанты. Такие советники работают в офисах продаж. Чтобы измерить уровень инвестиционного темперамента клиента, специалист предлагает ему пройти тест. Будущий пайщик отвечает на целую серию вопросов, например: «Как бы вы поступили, если ваш инвестиционный портфель потерял в период падения 30%?» или «Как бы вы сформулировали свою главную инвестиционную цель?» Одновременно консультант выясняет предполагаемый горизонт инвестирования, «длину» денег. Ведь в долгосрочной перспективе вероятность заработать сильно возрастает. На основе набранных по итогам теста баллов и в зависимости от срока размещения средств сотрудник УК предлагает инвестору на выбор несколько ПИФов.
В управляющих компаниях отмечают: уровень знаний людей о фондовом рынке за последнее время вырос. «Знаток» приходит в офис продаж с четкой целью купить пай определенного фонда. С такими пайщиками работать очень легко — им не надо ничего объяснять, они и так знают, чего хотят. Но есть особая категория людей — пенсионеры. Они готовы вложить в ПИФ свои последние средства, надеясь на высокую доходность за короткий промежуток времени. Это очень напоминает рулетку. «Таким людям мы стараемся объяснить, что фондовый рынок — это не азартная игра. И наилучший вариант для них — положить деньги на депозит», — говорит Андрей Бондаренко.
Совсем другой подход при индивидуальном доверительном управлении (ИДУ). Если инвестор смог заработать на первоначальный взнос для ИДУ, то логично предположить, что он разбирается в финансовых вопросах. На первый план выходит обсуждение рисков каждой отдельной стратегии. «Уже на первой встрече с потенциальным клиентом мы акцентируем внимание на возможных потерях в каждой стратегии», — делится опытом глава департамента по обслуживанию клиентов УК «Ренессанс Капитал ЭМ» Алексей Ищенко. Кроме того, при ИДУ с инвестором обговаривается алгоритм действий в условиях падающего рынка. «Например, в договоре доверительного управления прописывается правило, что при снижении первоначальной суммы инвестиций на 10% компания продает все активы клиента», — поясняет начальник клиентского управления ИФ «Олма» Наталья Петухова.
Журнал «Финанс.» № 19 (156) 22-28 мая 2006 — Финансовые рынки
Кирилл Айзин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.