Распил в законе

Сенаторы отложили рассмотрение документа на 24 ноября. Однако уже сейчас понятно, что речь идет не только о переносе сроков из-за нехватки времени на ознакомление. По словам спикера Сергея Миронова, у верхней палаты парламента Лесной кодекс вызвал много вопросов и возражений. «Создается ощущение, что он создан лишь для извлечения выгоды из леса, и там очень мало говорится о том, как сохранить лес и не расфукать его», – заявил глава Совета Федерации. По его словам, принятие документа будет возможным лишь при условии, что правительство пообещает в ближайшее время внести поправки к нему.

Позор джунглям. Располагая почти 23% мировых запасов лесных ресурсов, Россия производит только 2–3% лесопромышленной продукции. Перерабатывающих мощностей и инфраструктуры (прежде всего дорог) не хватает, особенно на самых богатых лесами территориях за Уралом. Как в заготовительной, так и в перерабатывающей промышленности сохраняется огромное число мелких маломощных предприятий. Они не способны вести глубокую переработку, зато охотно вывозят за границу дешевый кругляк. Круглая древесина преобладает в структуре лесного экспорта: в физическом объеме она занимает около 90%. Между тем его доля в выручке – всего 50%. По данным Федеральной таможенной службы, за январь–сентябрь стоимостные объемы экспорта круглого леса выросли на 12,9% по сравнению с показателем в аналогичном периоде прошлого года. Но тут еще нужно понимать, что таможенная статистика не учитывает угрожающие масштабы незаконных заготовок и контрабандного вывоза леса.

А вот в поставках на мировой рынок продукции с более высокой добавленной стоимостью Россия в разы уступает лидерам. Так, экспорт листовых древесных материалов приносит только $500 млн в год, целлюлозно-бумажной продукции – $1,4 млрд. Для сравнения: Канада получает по этим статьям более $4,5 млрд и $15,3 млрд соответственно. При этом продукция глубокой переработки преобладает в российском импорте, и объемы растут вместе со спросом. В январе–сентябре стоимость поставок в Россию бумаги, картона и изделий из них увеличилась почти на 20%.

Олигархи в кустах. Неэффективность использования страной уникального богатства консервировалась в течение многих лет, и переписывание Лесного кодекса изначально было задумано для того, чтобы стимулировать позитивные сдвиги. Речь шла ни много ни мало о введении частной собственности на леса: только так, по мысли либералов, можно остановить незаконную вырубку и контрабанду древесины, а также увеличить глубину переработки. Однако как у экспертов, так и у общества в целом эта логика вызвала сомнения. Заговорили об опасности «олигархизации» леса. В итоге на политически чувствительную тему высказался Владимир Путин: идея приватизации лесов была отвергнута. В принятой Госдумой редакции Лесного кодекса мнение президента формально учтено – лесной фонд объявлен федеральной собственностью. Однако эксперты считают, что не все так просто. «Вопрос собственности решается в кодексе очень неоднозначно, – считает координатор лесной политики Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России Владимир Дмитриев. – Говорится о федеральной собственности на земли лесного фонда, но при этом понятно, что допускается собственность муниципальных образований на городские леса и субъектов Федерации – на бывшие колхозные леса. Закон о введении в действие Лесного кодекса предусматривает поправку, согласно которой лес не является недвижимым имуществом. При этом субъектам передается право владения, пользования и распоряжения лесами. Сочетание этих факторов может привести к тому, что вопрос о собственности в достаточно близком будущем просто отпадет». По мнению Владимира Дмитриева, записывая лесной фонд в федеральную собственность, кодекс не оставляет центру никаких реальных механизмов по контролю и охране лесов.

Глава подкомитета Госдумы по лесным ресурсам Владимир Крупчак считает, что в новой редакции кодекса произошла подмена объекта отношений. «В действующем кодексе им был «лесной фонд» и «участки лесного фонда». В принятом документе «лесной участок» определяется как «земельный участок» из «состава земель лесного фонда», что открывает возможность эти земли пускать в оборот по имущественным отношениям. А они определяются уже не Лесным, а Земельным и Гражданским кодексами, – поясняет депутат. – При этом в федеральном законе о введении нового кодекса «лес» и «многолетние насаждения» выведены из категории недвижимого имущества. Лес как движимое имущество даже не требует государственной регистрации. Есть опасность, что при уничтожении леса участки станут использовать не по назначению, например для застройки их коттеджами или для спекулятивного оборота, передачи в субаренду по завышенным ценам тем же лесопромышленникам».

Арендные отношения в лесном хозяйстве – явление не новое, и эффективность освоения выделенных ресурсов оставляет желать лучшего. Согласно экспертным оценкам, объемы заготовки древесины на арендованных участках в два раза ниже возможного, и только 30% переданных в аренду лесопромышленникам угодий реально используются. Задача состоит в том, чтобы открыть путь в отрасль новым, более эффективным лесопользователям, готовым к серьезным инвестиционным проектам. По новому кодексу срок аренды участка по договору, заключенному на аукционе, может длиться от 10 до 49 лет, хотя изначально при подготовке проекта верхнюю планку собирались поднять до 99 лет. Исполнительный директор Лесопромышленной конфедерации Северо-Запада России Денис Соколов допускает, что аукционы не будут способствовать оздоровлению отрасли, и могут, напротив, иметь самые плачевные последствия. «К примеру, существует промышленная лесоперерабатывающая компания, имеющая доступ к лесным ресурсам. Более богатая компания готова заплатить больше денег и перекупить право на лес. Эта компания берет сырье и прекращает затем поставки промышленнику. Или ставит его на колени, продавая по более высокой цене, – опасается эксперт. – Сейчас государство получит больше денег, но в будущем такая политика может обернуться социально-экономической катастрофой. Выходом могли бы послужить концессия или учет производственных мощностей».

Впрочем, председатель комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова считает, что аукционы – наиболее благоприятный рыночный механизм. «Мы ввели все необходимые нормы, чтобы арендатор нес ответственность, – говорит депутат. – К примеру, есть статья о досрочном расторжении договоров. Оно возможно, если не исполняется лесохозяйственный регламент. Причем без обращения в суд, без бумажной и бюрократической волокиты». Что касается учета промышленных мощностей по переработке леса, то, по мнению Натальи Комаровой, их наличие у компании не должно давать права на покупку в приоритетном порядке. «Однако мы обеспечили право добросовестным лесопользователям перезаключать договоры без торгов», – отмечает она.

Глава думского комитета считает, что документ четко и понятно распределяет обязанности государства и бизнеса. «Государство было одновременно и лесопользователем, и лесопромышленником. Так быть не должно, – полагает Наталья Комарова. – Кроме того, государство несло ответственность по лесопользованию и на распределенных и на нераспределенных участках. Теперь меры по охране и защите лесных угодий должен будет обеспечивать арендатор. Государство же будет ответственно только на нераспределенных территориях».

Темный лес. Все эксперты сходятся в том, что практические последствия кодекса будут зависеть от многочисленных подзаконных актов, которые только предстоит принять. Недосказанности открывают путь коррупционерам и создают почву для вольных толкований. Взять, к примеру, прописанное в кодексе право граждан на свободное посещение лесов – вопрос, сильно беспокоящий многочисленных грибников. «Формально говорится, что ограничения могут вводиться, например, в целях пожарной безопасности. Но непонятно, кто будет вводить эти ограничения, – отмечает Владимир Дмитриев из WWF. – Не ясно, что может быть отнесено к целям пожарной безопасности, какие виды работ могут привести к ограничениям».

Наталья Комарова признает, что для внедрения нового Лесного кодекса в жизнь потребуются время и навыки, а его результаты будут видны года через три. «Естественно, есть еще множество пробелов в сегодняшнем решении, но по крайней мере новый кодекс обеспечивает четкость, – считает глава думского комитета по природным ресурсам. – Чтобы не было разрушительных последствий, в течение 2007 года будет действовать переходный период. Мы постарались учесть пожелания и предложения лесопромышленников. Все договоры, заключенные до момента принятия кодекса, остаются действующими до истечения их срока».

Журнал «Финанс.» №45 (182) 20-26 ноября, 2006 — Экономика
Анна Ким, Олеся Курлеева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.