Щедрое правительство

Любимчики, которым никогда не забывают дать хорошую добавку в очередном году, известны. Это, конечно же, силовики. В первую очередь вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов, который не испугался числа 666 (именно столько миллиардов выделено военному ведомству в текущем году). Теперь, если верить министру, обороноспособность страны будет крепнуть ускоренными темпами: армия сможет, в частности, закупить 7 межконтинентальных баллистических ракет и 31 танк Т-90.

Хотя больше всего средств проходит по статье «Межбюджетные трансферты», то есть на пополнение внебюджетных фондов и дотации убыточным регионам, – почти 1,5 трлн рублей. Деньги большие, но их все же не хватает, и уже в 2008 году ожидается дефицит Пенсионного фонда в размере 1,8% ВВП. Его, впрочем, при желании легко можно компенсировать за счет профицита бюджета, который только в этом году составит 776 млрд рублей, или 3,2% ВВП.

Немало получат из бюджета и спецслужбы. Если сложить расходы Минобороны и остальных силовых ведомств, полученная цифра составит 1208 млрд рублей. Значит, почти 30% бюджета России идет на обеспечение ее безопасности. Социальные затраты (зарплаты, пенсии, здравоохранение, образование, субсидии регионам и т. д.) составят 45-47%. Из оставшегося большая часть пойдет на содержание госаппарата. Такая идеология бюджета мало меняется в последние годы. Разделение долей между основными составляющими – безопасностью, «социалкой» и содержанием госаппарата – остается примерно одинаковым. И сохранится в течение ближайших трех лет, если судить по трехлетнему финансовому плану, утвержденному правительством. Из изменений можно отметить только увеличение доли госаппарата.

Кроме того, повлияли на правительственную щедрость и объявленные президентом Владимиром Путиным национальные проекты. В 2005 году такие статьи, как «ЖКХ» или «Здравоохранение», а также дотации на сельское хозяйство были практически незаметны в бюджете. Но теперь ситуация меняется. В частности, здравоохранение и спорт получат в текущем году почти на 70% больше, чем в 2005-м. Однако здравоохранение почти полностью финансируется регионами, так что даже такая прибавка не вывела эту статью в бюджетные лидеры. Меньше средств идет только на «Культуру, кинематографию и СМИ» и «ЖКХ» – статью, которая стала дважды рекордной. Она самая «бедная» и в то же время – лидер по росту. Затраты на ЖКХ в федеральном бюджете почти утроятся по сравнению с прошлым годом из-за планирующейся реформы. Работники жилищно-коммунального хозяйства вряд ли могут считать это щедрым подарком – их сектор, так же как здравоохранение, финансируется регионами. И прибавку в 29 млрд рублей они скорее всего просто не заметят.

Другое дело, что в результате реформы услуги ЖКХ будут оплачиваться на 100%, за что коммунальщики, безусловно, должны быть благодарны правительству. В отличие от остальных граждан. Впрочем, правительство прогнозирует, что повышение тарифов ЖКХ составит не более 20%, а кроме того, собирается задобрить бюджетников повышением зарплат. Они станут богаче на 28%, то есть будут получать в среднем больше 8 тыс. рублей. Минимальная заработная плата при этом достигнет 1100 рублей. А пенсионерам положена прибавка лишь в 13%, что немногим выше ожидающейся инфляции.

Вообще в наступившем году правительство не будет таким щедрым к простым россиянам, как в 2005-м. Даже образование, включенное президентом в список национальных проектов, получит относительно небольшую прибавку. Причина, очевидно, в инфляции, которая никак не желает укладываться в прогнозные показатели. Поэтому все больше денег будут складывать в Стабфонд. За год он вырастет на 57,3% и достигнет 2242 млрд рублей. А может, и больше, если цены на нефть окажутся выше ожиданий правительства (что очень вероятно). С другой стороны, Стабфонд может и похудеть, если продолжится практика досрочного погашения внешнего долга за счет его средств. В правительстве жива еще память о дефолте, поэтому оно при всякой возможности снижает уровень внешнего долга, несмотря на то, что этот показатель уже весьма невысок. По плану в текущем году он снизится еще на $8 млрд и достигнет 9,3% ВВП, то есть станет вдвое меньше, чем два года назад. А вот внутренний долг государства, напротив, растет. С 937 млрд рублей в прошлом году до 1143 млрд в этом.

В России теперь появится новый фонд – Инвестиционный. Ему по величине пока еще очень далеко до Стабилизационного – всего лишь 70 млрд рублей. Однако, как заявил в интервью «Ф.» вице-премьер Александр Жуков (см. № 47), если макроэкономические показатели в течение года будут хорошими, его размер может быть увеличен. Сейчас, к сожалению, еще непонятно, на что могут пойти средства Инвестфонда – пока говорится лишь о неких инновационных и инфраструктурных проектах. Но одним из главных претендентов на них считается глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс со своей идеей строительства Туруханской ГЭС. Если несостоявшуюся великую стройку социализма решат все-таки осуществить, она обойдется в общей сложности в $12 млрд.

Статья «Общегосударственные вопросы» – в числе лидеров и по уровню финансирования, и по темпам его роста. Кроме того, расходы на государственные закупки растут невиданными темпами. В этом году на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – они достигнут в общей сложности 2356 млрд рублей, что составляет почти 10% ВВП. Особенно резкий рост демонстрируют федеральные ведомства. Рекордсменами благодаря средствам, идущим на национальные проекты, стали Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (стоимость закупаемой продукции возрастет в 4,8 раза), Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (в 6,2 раза), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (в 14 раз).

Более чем в два раза увеличивают свои закупки Федеральное агентство по туризму и Конституционный суд РФ. Последнему деньги понадобились на капитальный ремонт здания суда, хотя в свете его скорого переезда в Санкт-Петербург эта статья расходов оказывается бессмысленной. А Ростуризм объясняет дополнительные затраты, в частности, расширением штатов, демонстрируя таким образом эффективность административной реформы. Министерства тоже стараются не отставать. Минтранс, к примеру, собирается увеличить объем закупок в 2,5 раза, объясняя такой взлет финансирования расширением министерских заказов на нужды НИОКР. Это при том, что доля НИОКР в закупках Минтранса в 2006 году составляет лишь 5%! МЭРТ вынуждено констатировать в своем отчете: «Отдельные министерства и ведомства в 2006 году прогнозируют увеличение объемов закупок продукции более чем в два раза». Правительство, таким образом, наиболее щедрым оказалось к самому себе.

Журнал «Финанс.» № 1 (138) 9-15 января 2006 – Экономика
Александр Кияткин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.