Кто разделит риски военных

Хотя ВСК находится в самом начале поиска, кое-какие детали уже известны. Претендовать на участие в капитале страховщика смогут только российские физические и юридические лица. Инвесторам (или инвестору) достанется не более чем блокирующий пакет.

Не исключено и IPO, оно может состояться через 3–4 года. Здесь, впрочем, возникают сомнения. Ни одного публичного размещения в секторе страхования до сих пор не было. И «Росно», и «Ингосстрах», и «Ресогарантия» упоминались в контексте IPO и, вроде бы, даже готовились к данной процедуре. Но вместо этого прошла серия крупных сделок со «стратегами». Лавры все еще ожидают первопроходца. И кое-какой бонус. «Акциям страховой компании – дебютанта – гарантирован повышенный интерес со стороны портфельных инвесторов, так как это будет первая возможность свободно вкладывать в столь перспективном сегменте, – полагает начальник управления инвестиционных продуктов УК БФА Алексей Моисеев. – В частности, акции страховщиков могли бы разнообразить портфели отраслевых ПИФов, ориентированных на финансовый сектор. Сегодня такие портфели состоят преимущественно из банков­ских акций, среди которых ликвидных не так уж много».

Есть и другие соображения. «На мой взгляд, дело, скорее всего, закончится продажей акций стратегическому инвестору, – говорит о перспективах ВСК гендиректор “АльфаСтрахования” Владимир Скворцов. – Слишком много сейчас факторов, ограничивающих полноценный выход компании на IPO». Один из них – более выгодные условия при сделке напрямую со «стратегом». «Публичное размещение не какая-то PR-акция, это возможность привлечения денежных средств», – отмечает начальник аналитического управления ИК «Велес Капитал» Михаил Зак. Он не исключает, что «военно-страховым» активом могут заинтересоваться структуры Романа Абрамовича, Сулеймана Керимова или Алишера Усманова.

Самый тонкий момент – оценка­ бизнеса. Акции некоторых компаний страхового сектора представлены в системе RTS Board, но индикативные котировки не позволяют судить о реальной рыночной стоимости. Один из наиболее распространенных мультипликаторов при оценке страховщиков – отношение стоимости компании к величине собранной премии. Очень кстати в июне завершилась сделка по приобретению пакета «Ресогарантии» француз­ской AXA. Она прошла с коэффициентом примерно 2,5 (для развитых рынков характерно значение 0,85–0,98, для развивающихся – чуть более единицы). По мнению гендиректора ВСК Сергея Алмазова, Военно-страховая компания может стоить и три годовые премии.

То, что оператор с хорошей филиальной сетью (более 400 отделений по всей России), входящий в десятку крупнейших, не может стоить дешево, понятно. Однако существуют обстоятельства, которые не позволяют разделить оптимизм топ-менеджера. Прежде всего фундаментальные. «Сделки “Ресо” и “Росно” прошли со значением мультипликатора, близким к двум годовым премиям, что с точки зрения растущего рынка и желания купить крупного игрока оправдано. С точки же зрения экономической адекватности, конечно, нет. Особенно, если соотнести мультипликатор премии с мультипликатором прибыльности», – рассуждает гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев. Хотя акции отечественных страховщиков не представлены на биржевых торгах, не стоит забывать, что они все-таки относятся к финансовому сектору, который с прошлого года переживает не лучшие времена вдали от исторических максимумов.

Второй существенный фактор относится к специфике бизнеса самой ВСК. Значительный его объем приходится на конт­ракты с Министерством обороны. «При оценке стоимости компании инвестбанками зависимость от этих контрактов станет серьезным фактором, понижающим стоимость страховщика. Каков будет дисконтирующий коэффициент – сейчас сказать сложно», – отмечает Владимир Скворцов.

Собственно, работа с гостайной – одно из обстоятельств, которое серьезно затрудняет привлечение западных инвесторов. А ведь они на перспективы российского страхования традиционно смотрят с большим оптимизмом, нежели отечественные, соответственно от них можно ожидать и более щедрых предложений.

Прошлой осенью в интервью «РБК daily» единственный владелец страховщика Сергей Цикалюк (№ 123 в рейтинге миллиардеров «Ф.») признался, что не испытывает недостатка в предложениях. Они, по его словам, появлялись с периодичностью раз в две недели и исходили от крупнейших отечественных банков и страховщиков, не обходили ВСК вниманием и иностранцы. Тогда Сергей Цикалюк не видел смысла в продаже. Не желает он терять контроля над своим детищем и сейчас.

Журнал «Финанс.» №28 (263) 21 июля — 27 июля 2008 — Страхование
Марина Кадыкова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.