БИЗНЕС НА ИЛЬИЧЕ

Все россияне благодарны за сохранение традиций и памяти Владимира Ленина – великого вождя и выдающегося человека эпохи» – это не строки из сочинения советского школьника, а запись в книге отзывов ставшего музеем дома-флигеля, где родился Ленин. Директор музея Наталья Дроздова проводит очередную экскурсию. Говорит, что в последнее время от туристов нет отбоя. За один только год в музее побывали порядка 15 тыс. человек. Конечно, до рекордов прошлых лет еще далеко, но и эта цифра, утверждают музейщики, дает серьезные основания для оптимизма. «Только в нашем музее можно почувствовать атмосферу, в которой воспитывался Владимир Ильич, попытаться понять, что заставило молодого человека отказаться от многих радостей жизни и выбрать столь непростой путь», – говорит Наталья Дроздова.

«Почувствовать атмосферу» можно за 13 рублей. Это с полным экскурсионным обслуживанием. Школьникам и студентам визит обходится в 8 рублей. Дети дошкольного возраста, воспитанники детских домов, ветераны войн и солдаты срочной службы имеют право посещать дом-музей бесплатно. Впрочем, столь смешные расценки – рудимент. В самое ближайшее время новая экономическая политика заставит сменить прейскурант.

«Мы серьезно взялись за раскрутку ленинского брэнда, несмотря на то, что это достаточно скользкая тема. Некоторые представители общественности почему-то априори уверены, что если речь заходит о какой-то коммерциализации, то это чистой воды кощунство, – полагает начальник отдела развития туризма правительства Ульяновской области Владислава Слепова. – Эту тему надо представить под совершенно новым углом».

«Необходимо поддерживать исторически сложившийся туристический продукт «Родина В.И. Ленина», разработав на его основе новые продукты, рассчитанные на национальный и международный туристические рынки. Основной приток туристов можно ожидать из дальнего зарубежья, что представляется стратегически важным, так как именно этот поток наиболее платежеспособен», – говорится в областной программе развития туризма на ближайшие пять лет.

Владислава Слепова поясняет: ставка действительно прежде всего делается на иностранный туристический сегмент. «Если мы ведем речь о бизнесе, то, естественно, приходится говорить не о школьниках, которых насильно привозят на автобусах, а об обеспеченной аудитории, – уточняет Владислава Слепова. – Мы проводим множество консультаций, разрабатываем специальные туристические маршруты».

Легендарный Ленинский мемориал по замыслу местных чиновников должен стать местом паломничества туристов. Уже сегодня коммерсанты вместе с чиновниками ведут массированное наступление на «святыню». Ульяновские коммунисты склонны считать, что из мемориала, возведенного к 100-летию Ленина, хотят сделать место для «ночных гулянок со стриптизершами». В Ульяновске до сих пор помнят скандал, когда в стенах мемориального комплекса организовали шоу «Ночь пожирателей рекламы». Организаторы проекта заявили, что «мемориал просто начал работать более эффективно».

Сегодня в концертном зале Ленинского мемориала на 1300 мест регулярно проходят концерты звезд эстрады. Здесь гастролируют Валерия, Витас, «Звери», «УмаТурман». Руководство мемориального комплекса поясняет, что расширяющаяся коммерциализация неизбежна.

«На содержание мемориального центра требуются огромные деньги. Общая площадь комплекса составляет 19 тыс. кв. метров, – говорит директор центра Валерий Перфилов. – Сегодня большинство музеев так живет: в одном рекламируют кока-колу, в другом проходит показ мод».

К идее местных властей «возродить Ленина» туристические агентства пока относятся настороженно. «Брэнд Ленина в последние годы похоронили. Его возрождение напрямую связано и с реанимацией всей инфраструктуры», – поясняют в туристическом агентстве «Интур».

Между тем директор историко-мемориального заповедника «Родина В.И. Ленина» Александр Зубов на идею смотрит с большим оптимизмом. «Интерес к личности Владимира Ленина сегодня колоссален, особенно у иностранцев. Но наш основной плюс в том, что только Ульяновск располагает таким заповедником, где до сих пор сохраняется не только географическая, но и отчасти психологическая атмосфера времени, в котором жил Владимир Ильич, – говорит Александр Зубов. – Нам не надо придумывать бизнес, он уже сегодня в наших руках».

Он пояснил, что заповедник «Родина В.И. Ленина» недавно получил лицензию на осуществление туристической деятельности. «Мы теперь перестаем зависеть от туроператоров. Экскурсоводы у нас есть, транспорт закупили. Теперь вопрос лишь в рекламной кампании», – говорит директор заповедника.

Основным же бизнес-проектом в разворачивающейся лениниаде должен стать горнолыжный курорт под символичным названием «Ленинские горки». На территории ульяновского парка «Дружба народов» будет создан горнолыжный центр – с лыжными трассами, сетью кафе национальных кухонь, комплексом развлечений для детей, крытым теннисным кортом и картодромом. Бизнес-план строительства горнолыжной трассы был поддержан на региональном совете по инвестициям. Тогда же и обозначили срок реализации проекта – три года. Стоимость – 3 млн евро. «Проект должен сломать стереотип, что горные лыжи – это хобби для толстосумов. Что касается названия, то оно должно привлечь туристов», – поясняет один из авторов проекта Денис Барышников.

К 2008 году запланирована реализация водной программы «Ленинских горок» – будут оборудованы причал для отдыха на волжской набережной и даже аквапарк. Правда, эксперты заявляют, что разработчики проекта столкнутся с множеством проблем. Дело в том, что место строительства «Ленинских горок» – это 70 гектаров оползневой зоны с находящейся в чрезвычайно запущенном состоянии дренажной системой. По оценкам специалистов, только на реконструкцию старых дренажных сооружений и строительство новых потребуется не менее 11 млн рублей, а их эксплуатация обойдется в 2 млн рублей ежегодно.

Ленинский PR

Одним из первых реанимировать ленинский брэнд предложил ульяновский губернатор Сергей Морозов.

Он выступил с идеей свезти в Ульяновск все существующие монументы вождю и организовать музей под открытым небом. «Если имя Ленина будет приносить нам пользу в социальных и экономических проектах, я готов собрать со всей России все памятники Владимиру Ильичу и установить их здесь», – заявил глава региона.

Мэр Ульяновска Сергей Ермаков пошел еще дальше: «Если Москва решит вдруг отказаться от Мавзолея, то его по кирпичикам перевезут в Ульяновск, который с удовольствием примет такой дар».

Чиновники не возражают, чтобы отдельным пунктом в туристическом маршруте стала… могила вождя. Губернатор Сергей Морозов по этому случаю даже обращался к президенту Владимиру Путину с предложением «рассмотреть возможность и необходимость захоронения тела Ленина здесь (в Ульяновске. – «Ф.»), на родине, рядом с могилой отца».

«У нас действительно имеется много ленинских мест, поэтому мы сможем без лишних вопросов похоронить Владимира Ильича. Бесспорно, забальзамированный вождь смотрится куда более впечатляюще, но средства на содержание собственного Мавзолея в бюджете Ульяновска вряд ли найдутся», – комментирует ульяновский краевед Сергей Петров.

Журнал «Финанс.» №16(202) 23-29 апреля 2007 — Туризм
Михаил Белый

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.