Экономика в Ангаре

В 2002 году, по сопоставимым данным, выручка 100 крупнейших компаний ДВФО выросла на 6,6%, в 2003 году – на 10,9%, в 2004 году – на 12,2%, в 2005 году – на 17,6%. На первый взгляд кажется, что положительная динамика налицо. Однако если сравнить эти показатели с темпами роста крупнейших российских компаний, которые мы отслеживаем в рамках проекта «Финанс-500», оказывается, что разрыв только увеличивается.

Основная причина понятна – номинальное и реальное укрепление рубля. Оно ограничивает рост выручки экспортеров и резко увеличивает объем импорта из азиатских стран, валюты которых так или иначе привязаны к доллару США. Если на общероссийском уровне негативное влияние ревальвации национальной валюты полностью компенсировалось ростом цен на углеводороды и металлы, то на Дальнем Востоке ничего подобного не происходит.

Сырьевая зависимость. На долю обрабатывающей промышленности приходится менее 5% выручки 100 крупнейших компаний Дальнего Востока, причем начиная с 2004 года ее роль в экономике региона постоянно снижается, что прежде всего связано со снижением объемов оборонного заказа.

Больше всех от этого пострадало ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина» (КНААПО), которое несколько лет назад было второй по величине после АК «Алроса» компанией Дальнего Востока. Вхождение КНААПО в корпорацию «Сухой» привело к перераспределению ее заказов в пользу других, как утверждает руководство холдинга, более эффективных предприятий (прежде всего «Иркута»). В итоге всего за год выручка КНААПО сократилась почти в пять раз – с 25,1 млрд до 5,2 млрд рублей.

Роль нефтегазового комплекса на Дальнем Востоке теоретически могла бы выполнять добыча драгметаллов и алмазов. На нее приходится 25,9% выручки и почти половина прибыли, генерируемой 100 крупнейшими компаниями региона.

Впрочем, если разделить отрасль на две составляющие – добычу алмазов и добычу драгметаллов, то откажется, что тенденции их развития прямопротивоположны. Спад, который сейчас переживает вся мировая индустрия добычи алмазов, оказывает особенно негативное влияние на деятельность «Алросы». В отличие от основного конкурента De Beers все добывающие активы компании находятся в России, где из-за укрепления рубля стремительно растет себестоимость добычи.

Вдобавок дает о себе знать наблюдавшаяся в середине 90-х годов ХХ века инвестиционная пауза в деятельности АК «Алроса». Истощение основных месторождений компании существенно ограничивает ее возможности по увеличению объемов производства.

Компании, занимающиеся добычей драгоценных металлов, переживают совершенно другие времена. Рекордные за последние десять лет цены на золото и серебро позволяют им поддерживать высокие темпы роста – более 30% – даже без существенного увеличения объемов добычи.

Переориентация на экспорт оказала положительное влияние и на угледобывающие компании. Их выручка в 2005 году выросла сразу на 54%, а прибыль от продаж вообще показала фантастическую динамику, увеличившись в 2,2 раза. Эти более чем внушительные показатели достаточно легко укладываются в общий тренд развития российской угольной промышленности, а близость к рынкам сбыта (основные экспортные поставки идут через дальневосточные порты) позволяет расположенным на Дальнем Востоке компаниям экономить на транспортных издержках.

Стабильный спрос на рынках стран АТР мог бы сделать мощным генератором прибыли и рыбодобывающие компании Дальнего Востока. В 2005 году их выручка выросла на 24,5%, однако средняя рентабельность составила лишь 3,3%. Для отрасли по-прежнему характерна крайне высокая степень дифференциации. Наряду с успешными и быстро растущими компаниями, чистая рентабельность которых превышает 20%, здесь существует целый ряд менее эффективных. А наряду с теми, кто отказался от массового использования «серых» схем, в ней функционирует целый ряд компаний, скрывающих валютную выручку в особо крупных масштабах.

Инфраструктурный износ. Рейтинг крупнейших компаний Дальнего Востока позволяет проследить еще целый ряд тенденций развития крупного бизнеса. В последние три года резко возросла роль компаний, деятельность которых напрямую связана с созданием и поддержанием инфраструктуры. После весьма продолжительного периода, для которого был характерен крайне низкий уровень инвестиционной активности, у них появилось достаточно много работы.

Инфраструктурные проблемы региона достигли таких масштабов, что не замечать их больше не могут ни органы государственной власти, ни бизнес. Именно поэтому в 2005 году наметился очевидный рост финансирования строительных работ и инвестиций в ЖКХ. Все это привело к опережающему росту выручки крупных строительных компаний (на 24%) и жилищно-коммунальных предприятий (на 36,4%).

Конкурентное распределение. Свой вклад в рост общей выручки внесли компании, ориентирующиеся на внутреннее потребление. Однако лишь телекоммуникационному сектору удается удерживать весомые позиции в топ-100, что легко объяснимо. В отличие от других компаний, ориентирующихся на внутренний рынок, в отрасли отсутствует как таковая конкуренция извне – чтобы оказывать услуги связи, нужно физически находиться на территории Дальнего Востока, поддерживая не только систему продаж, но и разветвленную инфраструктуру.

Растущий спрос на услуги мобильной связи и успешное развитие новых технологии «дочкой» «Связьинвеста» – «Дальсвязью» привели к увеличению общей выручки телекоммуникационных компаний на 34,1% по итогам 2005 года. Вместе с тем нельзя не заметить снижения темпов роста в данном секторе экономики (в 2004 году выручка крупнейших телекоммуникационных компаний выросла почти на 45%). Рынок традиционных услуг, к которым сегодня уже можно отнести и сотовую связь, насытился, и компаниям становится все сложнее и сложнее развиваться столь же быстрыми темпами, как и несколько лет назад.

Наибольшие перспективы для развития бизнеса на Дальнем Востоке имеют крупные торговые компании. И хотя сегодня на их долю приходится 29% совокупной выручки топ-100, большинство представляет торговлю не в классическом смысле этого слова. Крайне велика роль компаний, занимающихся оптовой торговлей нефтепродуктами, снабжением корпоративных и государственных структур (прежде всего в северных регионах и на Сахалине) и оптовиков.

Между тем позиции торговых компаний, которые бы ориентировались на конечного потребителя, крайне слабы. В топ-100 в чистом виде их всего две: приморский «В-Лазер» и якутская «Айгуль». Львиная доля розничной выручки по-прежнему сосредоточена в небольших компаниях либо в структурах, которые ради оптимизации налогообложения распадаются на мелкие компании.

В перспективе их консолидация неизбежна, поскольку дальневосточный рынок постепенно становится объектом пристального внимания федеральных сетей, уверенно идущих на восток. Можно предположить, что логика развития розничного рынка в регионе будет примерно такой же, как и в центральной части страны. Местным предпринимателям наверняка придется последовать примеру своих коллег, которые начали консолидировать активы в розничной торговле для противостояния или выгодной продажи крупным федеральным игрокам.

ИГРОК: Приморская атака

Может ли несырьевая компания, основанная на Дальнем Востоке, стать игроком федерального уровня? Пример группы «Синергия» говорит, что да.

«Синергия» была создана относительно недавно – в 1998 году в городе Находка Приморского края. Но теперь компания, основным акционером которой выступает 31-летний Александр Мечетин, обладает значимыми активами еще в шести субъектах Федерации.

Производственную деятельность группа начинала с производства крабовых палочек на приобретенном в Находке предприятии «КВЭН». Затем привлекла кредиты Европейского банка реконструкции и развития и приобрела акции Находкинского мясокомбината и Уссурийского молочного завода. Позже пищевое направление на Дальнем Востоке было усилено приобретением ОАО «ДАКГОМЗ» (Дальневосточный комсомольский городской молочный завод).

В 2002 году группа вышла на алкогольный рынок, купив завод «Уссурийский бальзам». Сегодня в группу входят еще шесть алкогольных предприятий: ликероводочный завод «Хабаровский» (Хабаровск), «Уралалко» (Пермь), «РООМ» и спиртзавод «Чугуновский» (Нижний Новгород), Мариинский ликероводочный завод (Кемеровская область) и «Алвиз» (Архангельская область). Это позволяет быть игроком № 5 на российском рынке по объему производства и присматривать другие активы в отрасли.

Но это не все. В Саратовской области «Синергия» пополнилась четырьмя птицефабриками, кроме того, компания массированно развивает разные форматы розничной торговли. Однако, несмотря на диверсификацию, своим стратегическим направлением развития группа все же называет производство алкогольной продукции.

На Дальнем Востоке управляющей структурой холдинга является ОАО «Синергия-восток». В 2006 году ее консолидированная выручка по РСБУ составила 4,2 млрд, а показатель 2005 года (3,6 млрд рублей) позволяет занимать 26-е место в рейтинге 100 крупнейших дальневосточных компаний. По данным группы, ее дальневосточные предприятия в 2005 году перечислили в бюджеты всех уровней более 1 млрд рублей. Консолидированная общероссийская выручка всего холдинга в 2006 году превысила 8 млрд рублей. На одних крабовых палочках столько не получишь.

ЗА И ПРОТИВ: Их следовало бы купить, но…

1) Новая телефонная компания

Один из крупнейших в России независимых операторов сотовой связи – Новая телефонная компания (НТК) своим примером подтверждает, что размер не всегда имеет значение.

Работая далеко не на самом привлекательном с точки зрения канонов сотовой связи рынке – в Приморском крае, НТК не только успешно конкурирует с МТС и «Мегафоном», но и демонстрирует впечатляющие финансовые показатели. Компании удается удерживать статус крупнейшего оператора в регионе, а ее чистая рентабельность уже несколько лет не опускается ниже 30%.

Главный «недостаток» НТК, предопределяющий ее «независимость», – цена. В отличие от большинства других региональных операторов, пакеты акций которых, как правило, принадлежали физическим лицам, основной акционер НТК – Korea Telekom знает цену своим активам.

Наиболее логичным покупателем НТК мог бы стать «Вымпелком», позиции которого на Дальнем Востоке значительно слабее, чем у МТС и «Мегафона». Более того, именно НТК, объявившая о своем желании работать на всей территории Дальнего Востока, является основным конкурентом «Вымпелкома» за свободные частоты. Впрочем, вероятность скорого завершения этой сделки невелика, поскольку «Вымпелком» пока не готов давать «справедливую», с точки зрения корейцев, цену.

2) Группа компаний «В-Лазер»

Сеть, насчитывающая более 100 магазинов, могла бы стать идеальным объектом для поглощения со стороны «Эльдорадо», «Техносилы» или «М.видео».

Однако основные преимущества «В-Лазера» – эффективная логистика, наличие собственного сборочного производства и сильный на региональном уровне брэнд – одновременно являются и его главными недостатками. Они создают целый ряд препятствий на пути органического присоединения магазинов компании к федеральной сети. Основной вопрос, который бы встал перед крупными федеральными игроками в случае покупки «В-Лазера», очевиден – что делать с его брэндом: оставлять неизменным или менять на федеральный?

3) Артель старателей «Амур»

Добавить к своим золотодобывающим активам Артель старателей «Амур» хотели бы все без исключения крупнейшие игроки в отрасли.

Более того, при нынешних ценах на золото, позволяющих генерировать стабильно высокие денежные потоки, они могут действительно много заплатить за компанию. Однако основной акционер артели Виктор Лопатюк несколько раз публично заявлял, что ни при каких обстоятельствах не продаст компанию. Впрочем, обстоятельства меняются (стр. 94).

4) ТУРНИФ

Сокращение запасов основного для рыбной промышленности Дальнего Востока объекта промысла минтая резко повысило стоимость ТУРНИФа.

Благодаря мощному лобби на региональном и федеральном уровнях в 2001–2004 годах ТУРНИФ оказался одной из немногих компаний, которая не испытывает проблем с квотами на промысел минтая, а по величине квот на одно судно стал несомненным лидером. Потенциально ТУРНИФ может работать с очень высокой чистой рентабельностью – не менее 20%.

Однако есть у компании один существенный недостаток. По словом экс-акционера ТУРНИФа, ее нынешние владельцы (приморский предприниматель Геннадий Лысак и партнеры) заплатили за компанию гораздо больше, чем она реально стоила, поэтому в случае выхода из бизнеса они наверняка захотят вернуть затраченные средства и назначат слишком высокую цену.

Впрочем, ситуация может кардинально измениться. В российском правительстве обсуждается идея закрепления квот за рыболовными компаниями на 25 лет. Если такое решение будет принято, то стоимость ТУРНИФа возрастет в разы и любая «нынешняя» цена станет оправданной.

Методика составления рейтинга

Первый этап подготовки – на основе баз данных, аналитических отчетов, информационных меморандумов эмитентов и публикаций в деловых СМИ составлялся список компаний-кандидатов, претендующих на место в тор-100. На втором – непубличным компаниям были направлены анкеты с информацией и предложением участия в рейтинге, параллельно шел процесс сбора финансовых данных по публичным структурам. Третий этап – обработка и анализ полученной информации.

Основным ранжирующим показателем рейтинга является выручка от реализации (без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) – наиболее объективный показатель масштаба бизнеса компании.

Организационно-правовая форма. ОАО (открытое акционерное общество), ЗАО (закрытое акционерное общество), ООО (общество с ограниченной ответственностью), ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие), ГУП (государственное унитарное предприятие, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации).

Показатели. Выручка – нетто-выручка от продажи товаров и услуг (без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Собственный капитал – капитал и резервы.

Валюта. Пересчет выручки и прибыли осуществлялся по среднему курсу рубля к доллару за 2005 год – 28,31, 2004 год – 28,81. Активы и собственный капитал переведены по курсу на 1 января 2006 года – 28,78 и на 1 января 2005 года – 27,75.

Источники информации: годовые (финансовые) отчеты, информационные меморандумы и анкетные данные компаний, информация «Интерфакс-СПАРК», базы данных ИК «Золотой Рог», расчеты журнала «Финанс.».

Журнал «Финанс.» №8 (194) 26 февраля — 4 марта 2007 — Финансы двфо
Алексей Каплунов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.