MBA из глубинки

Наиболее инертны территории, примыкающие к Московской области, – утверждает проректор по развитию сети Международного института менеджмента ЛИНК Михаил Григорьев. – Здесь происходит отток ресурсов, в том числе и управленческих, в Москву и Подмосковье. – Сколько-нибудь способные и активные люди уезжают в столицы, а те, кто остаются, – не клиенты бизнес-образования». Удаленность от федерального центра делает бизнес-школы перспективными и конкурентоспособными. «Наиболее активно развиваются Уральский регион, Поволжье, Сибирь, – говорит генеральный директор Российской ассоциации бизнес-образования Наталья Евтихиева. – Сначала туда активно ездили лекторы из столиц, теперь региональные школы бизнеса в состоянии «закрывать» практически все курсы своими профессиональными преподавателями. Это существенно, потому что дает возможность бизнесменам получать образование у себя в регионе».

Представители школ отмечают разнонаправленные, но положительные тенденции в отрасли. По словам директора Института бизнеса и делового администрирования (Саратов) Ольги Лавровой, бизнес-образование в Поволжье развивается в направлении программ краткосрочного и дистанционного обучения. Количество человек, проходящих семинары, тренинги, курсы, за два года выросло на 15%, в то время как интерес к программам профессиональной переподготовки и МВА остается стабильным: за три года количество слушателей увеличилось незначительно.

В Уральском регионе, наоборот, появляется все больше желающих учиться на долгосрочных образовательных курсах. Растет спрос и на МВА. Так, пермский Институт повышения квалификации – РМЦПК, за последние 4 года увеличил набор студентов на данные программы в четыре раза. Еще одну тенденцию отмечает исполнительный директор Урало-Сибирского института бизнеса (УСИБ) Ольга Дубовицкая: «Все больше внимания к получению степени MBA проявляют наемные менеджеры, по всей видимости, они начинают осознавать: высокая квалификация может сохранить им положение даже при смене собственника». Но пока только 9% российских обладателей дипломов магистра делового администрирования получают их в регионах.

Проблемные зоны. Как и столичные, региональные школы страдают от академизма преподавателей и закрытости бизнеса. Большинство региональных школ возникло и продолжает возникать на базе классических или технических университетов с их профессорско-преподавательским составом. «Педагога-теоретика сложнее научить практике, чем практика – теории, – уверяет Ольга Дубовицкая. – Практик обычно спокойнее относится к тому, что он чего-то не знает. А вот профессору, заведующему кафедрой и написавшему несколько книг, признать свою недостаточную информированность гораздо сложнее».

Профессиональному развитию преподавателей мешает гипертрофированная подозрительность российских компаний, которые не позволяют анализировать их деятельность и заимствовать для изучения кейсы. Для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров шесть региональных бизнес-школ из Перми, Нижнего Новгорода (две школы), Екатеринбурга, Челябинска, и Ульяновска объединились в Межрегиональную ассоциацию преподавателей МВА (МАП). «Приглашать звезд из Москвы или Питера – дорого. Да и едут они только при наличии дружеских отношений с местным руководством. Поэтому, как правило, в провинцию направляется «второй эшелон», а преподаватели такого же уровня имеются и на местах, – рассказывает помощник президента МАП Виолетта Субботина. – Наша организация разрабатывает стандарты качества преподавания, проводит для своих членов мастер-классы».

Движению вперед мешает и консервативность руководителей компаний. Если начальство само не обладает степенью МВА, то не желает оплачивать его получение сотрудниками за счет фирмы. Препятствует и неразвитость самих компаний, несоответствие их уровня тем представлениям, которые дает МВА. Очень часто специалист с таким дипломом чувствует «профицит компетенций»: он просто не может найти фирму, в которой можно применить полученные знания.

Столичный интерес. Основная причина, по которой региональные бизнесмены выбирают местные школы, – невозможность отрыва от производства даже на период сессий. Кроме того, студенты проявляют лояльность к учебному заведению, где было получено первое образование, или нуждаются в приобретении связей в местном деловом сообществе. Стоимость программ MBA в регионах сопоставима с московскими, а иногда и «зашкаливает». По данным МАП, курс обучения в регионах по программам МВА обходится от 220 до 420 тыс. рублей. Отдельные школы требуют от своих учеников более значительных трат: так, УСИБ берет за Еxecutive МВА 780 тыс. рублей. Для сравнения: согласно исследованию Begin, 54% московских бизнес-студентов учатся за 300–400 тыс. рублей, и только 4% платят больше 500 тыс. рублей.

Теоретически региональный рынок представляет интерес для столичных представителей, однако они не спешат осваивать новые территории. «Платежеспособный спрос – это только одно из двух обязательных условий для создания регионального проекта, – поясняет руководитель центра маркетинга и PR московского Института делового администрирования и бизнеса Финансовой академии Сергей Расторгуев. – Помимо этого должно быть налажено сотрудничество московской школы с ведущим региональным вузом. И здесь весьма непросто достигнуть договоренности в таких вопросах, как ответственность за набор слушателей, передача учебно-методического обеспечения с соблюдением авторских прав, командировки преподавателей, выдача дипломов, стажировки, аккредитация». Организационные трудности, как правило, неподъемны для столичных школ: без потери качества многие из них готовы предложить своим региональным слушателям лишь модульный (очно-заочный) вариант учебы с несколькими сессиями в год.

Журнал «Финанс.» №44 (230) 19 ноября – 25 ноября 2007 – Карьера
Татьяна Юкиш

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.