Кино. Как известно, «Утопия» недостижима. Зато о ней можно снять фильм. 23 октября одноименный детективный триллер стартует в рамках арт-хаусного «Проекта 35».
«Текст «Утопии» я получила по электронной почте, когдая заканчивала «Тортилья суп» в Лос-Анджелесе, — вспоминает режиссер фильма Мария Риполл. — В первый раз я быстро прочла сценарий, и меня сразу захватила история об особом мире, где каждый герой находится в поиске собственного «я»». Главных героев, собственно, трое. Адриан (Леонардо Сбаралья) обладает даром предвидения. «Дар напрасный, дар случайный» оказывается тяжким бременем: Адриан не в силах предотвратить напророченную им гибель родителей. Анхела (Наива Нимри), богатая испанка, которая порвала с родными и уехала в Южную Америку, попадает под влияние опасной секты. Таинственное объединение под названием «Утопия», под присмотром которого c детства находится Адриан, поручает ему освободить девушку. К делу подключится и бывший полицейский по имени Эрвэ (Чеки Карио): ослепший после покушения, в результате которого погибли его жена и сын, он решает посвятить жизнь спасению людей, попавших под влияние сект. Воспоминания мешаются с явью, видения будущего вклиниваются в реальность, таинственная группа наблюдает за развитием общества, а приблизиться к утопии помогает любовь.
Выставки. Жизнь звезд всегда притягивает любопытство. И на соприкосновении с ней можно сделать большую карьеру. Особенно если вы искушены в фотографии и вас зовут Тацио Секкьяроли, Марчелло Джеппетти, Лино Нанни, Элио Сорчи или Гульельмо Колуцци. 22 октября в Московском доме фотографии открывается экспозиция A Flash of Art. Action photography in Roma 1953-1973, на которой будут представлены редкие винтаджи (первые копии, отпечатанные с негативов) знаменитых фотохудожников.
Брижит Бардо, томно курящая в уборной, явно обескуражена появлением объектива, Марчелло Мастроянни выглядит напряженным и почти рассерженным, полуулыбка принцессы Сораи хорошо видна сквозь боковое стекло авто, а Одри Хепберн и вовсе напоминает мальчишку-подростка, заснятого для протокола в полицейском участке. «Знакомые все лица» попадаются на каждом шагу: фото Софи Лорен и Джины Лоллобриджиты сменяются снимками Клаудии Кардинале и Лиз Тейлор, Фредерико Феллини соседствует с Микеланджело Антониони — плотность звездных изображений на одно выставочное помещение составляет около 400 фотографий. Для того чтобы рассказ о сладкой жизни выглядел достоверно, его дополнят репродукциями старых газетных вырезок и показами киножурналов 50-70-х годов.
С 24 октября по 16 ноября в фотогалерее им. братьев Люмьер пройдет ретроспектива работ Якова Халипа. На американском арт-рынке стоимость оригинальных снимков советского фотографа колеблется от $3,5 до $5 тыс.
Фотокарьера для Халипа началась со съемок на похоронах Ленина в 1924-м. Оператор по образованию (Халип учился во ВГИКе), к 30-м годам он окончательно ушел в фотожурналистику. Он успевал везде, печатаясь сразу в нескольких изданиях — «Правде», «Известиях», журнале «СССР на стройке»… В последнем, кстати, работал и Александр Родченко, который направил творчество молодого фотографа в русло конструктивизма.
Яков Халип снимал в горячих и холодных точках: в 1938-м он участвовал в экспедиции Ивана Папанина на Северный полюс, а в годы Великой Отечественной работал военным корреспондентом от «Красной звезды» и Совинформбюро. На выставке, которая продлится до 16 ноября, будет представлено около 30 оригинальных снимков, напечатанных рукой самого автора.
Заглянуть в лицо дикому льву. Любоваться бегом антилопы. Обследовать вулкан на Галапагосских островах или затеряться в тропических джунглях. На прошлой неделе в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Глаза в глаза» Франса Лантинга, одного из самых известных в мире фотографов дикой природы.
«Совершенно не важно, на кого направлен мой объектив — на трехтонного слона или на крошечную древесную лягушку. Я хочу подойти к каждому из них как можно ближе, чтобы мы могли взглянуть друг другу в глаза», — разъясняет Лантинг идею выставки. Каждый кадр кажется предельно естественным, словно это вовсе не чудо, словно поймать взгляд льва в объектив фотокамеры — самое обычное дело. В действительности для фотографа тропический лес — это сущий ад, и в этом признается Лантинг в своей книге «Джунгли». Прожорливые муравьи могут запросто закусить вашей палаткой или перегрызть нужный провод, в объективах легко заводится плесень, а многие кадры и вовсе невозможно отснять из-за плохой освещенности. Франса Лантинга это не пугает. Он продолжает бродить по свету, как продолжают путешествовать по миру и его выставки. До 9 ноября уникальные снимки можно увидеть в Москве.
Музыка. Повторного визита Пола Маккартни в Москву в ближайшее время не предвидится. Но слушать музыку «Битлз» хочется всем и всегда. Поэтому находятся группы, которые любовь к ливерпульской четверке сделали настоящей профессией. 25 октября в «Лужниках» состоится Пивной фестиваль музыки Beatles, на котором бессмертные хиты прозвучат в исполнении российских групп The Beatween и Dans Ramblers и американцев BackBeat. Последние перепевают Yesterday, Hey Jude и Back In The USSR настолько ловко, что даже сэр Пол на них не в обиде: «Очень здорово, что эти ребята до такой степени любят нашу музыку, а людям нравится их видеть и слышать», — говорит он. «Битлы» будут меняться прямо у нас на глазах: костюмы и образы станут эволюционировать по мере приближения от прошлого к настоящему.
Театр. «От Кардена» бывают не только умопомрачительные наряды, но и… мюзиклы. C 20 по 23 октября на сцене театра им. В.В. Маяковского пройдут концерты Espace Cardin — театра, принадлежащего знаменитому кутюрье.
На пресс-конференции, посвященной гастролям Espace Cardin в Москве, 81-летний модельер признался, что в юности и сам мечтал стать артистом, причем балета. А еще ему всегда хотелось иметь собственный театр, что модельер и осуществил более 30 лет назад. Пьер Карден сам приглашает режиссеров и композиторов, сам выбирает репертуар и уж, конечно же, лично придумывает сценические костюмы. Московская публика увидит два музыкальных спектакля: 20 и 22 октября в столице покажут «Тристана и Изольду», а 21 и 23 октября можно увидеть ревю в 22 картинах под названием «Безумства Дали». Средневековую легенду о любви будут сопровождать мощные гитарные риффы, а мелодия приобретет ощутимый кельтский акцент. В танце неожиданно зазвучат и чеченские мотивы: в постановке «Тристана и Изольды» примет участие ансамбль чеченского танца «Ловзар». Что касается безумствующего художника, то спектакль о его жизни и вовсе обещает оказаться действом сюрреалистическим, достойным фоном для которого станут полотна самого Сальвадора Дали (разумеется, не в оригинале, а в виде слайд-репродукций). С «великим провокатором» Карден был неплохо знаком: встретились они, как рассказывает сам кутюрье, еще в 1947-м, и с помощью художника молодой Пьер познакомился со многими знаменитостями. Бывал Дали и в Espace Cardin вскоре после его открытия. В предисловии к спектаклю Карден вспоминает напутствие, данное ему знаменитым эксцентриком: «Занимайтесь профанацией, будьте иконоборцем. Соберите зрителей, от которых у традиционалистов и здравомыслящих возникнет крапивная лихорадка». Сможет ли прославленный кутюрье удивить искушенную московскую публику, мы скоро узнаем.
Фестиваль современного балета Dance Inversion продолжается. События второй половины октября — выступления Chunky Move из Австралии и американской «Стивен Петронио Компани».
23 и 24 октября на сцене Театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда австралийцы покажут, каково быть «Павшими духом» и «Искаженным». Балеты Гидеона Обарзанека, который в 1997 году и создал Chunky Move, добившись от правительства гранта в $1 млн, называют жесткими, резкими, подчас озадачивающими своей грубоватой эстетикой, усложненной пластикой, которая как бы нарочно лишена гармонической плавности.
Американцы выйдут на сцену театра «Новая опера» 26 и 27 октября. Интригуют уже названия одноактных балетов: «Город поехавших крыш», «Сломленный человек» (еще одна вариация на тему падения духа!) и «Остров негодных игрушек». Труппа Стивена Петронио танцует трагедию: в движениях танцоров чувствуется надрыв, а печальная музыка к танцевальному соло Broken Man вызывает воспоминания о взрывах нью-йоркских башен-близнецов.
Шоу. К нам едет Lord of the Dance. Одно из самых популярных в мире танцевально-музыкальных шоу 20-23 октября пройдет в Государственном Кремлевском дворце. Старинная ирландская легенда оживает в красочном балетном действе с помощью Майкла Флэтли — хореографа и танцора, которому пришла в голову идея соединить стилизованные кельтские мелодии (композитор Ронан Хардиман) и ирландские предания с мощными пиротехническими спецэффектами.
Пространство сцены населяют эльфы, феи, друиды, римские воины, племя бессмертных танцоров. Два полюса — Повелитель танца и Повелитель тьмы — смертельно враждуют между собой. Но «нет тени без света, нет света без тени», говорится в мудрой ирландской легенде. Боги повелевают вождям объединиться, чтобы выстоять под натиском общего врага…
Первое представление Lord of the Dance прошло пять лет назад в Дублине. С тех пор шоу объехало всю Европу, побывало в США, ЮАР и Японии. Организаторы утверждают, что в мире продано 3,5 млн видеокассет с записью шоу, а самих посетителей Lord of the Dance насчитывается не менее 5 млн человек. Средневековая мистерия, современная техника, завораживающая музыка, вовлекающий в свое кружение танец… Теперь и на столичной сцене.
Журнал «Финанс.» № 32 (20-26 октябрь 2003) — Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.