Под заказ

Бум на специалистов в области факторинга начался два года назад. Сейчас потребность в «новобранцах» стабильна, утверждают рекрутеры. «Рынок компаний развивается, но безусловные лидеры в этой отрасли все-таки сформированы, и им в первую очередь необходимо заполнять позиции, связанные с развитием бизнеса», – констатирует управляющий партнер рекрутинговой компании Marksman Инна Суматохина. Участники рынка с более чем двухлетней историей, как правило, испытывает нехватку кадров. Единых требований к кандидатам нет: в отрасль может прийти человек с опытом работы практически в любой сфере. «Для сотрудников разных структурных единиц необходим разный опыт работы, – уверяет руководитель службы по работе с персоналом Национальной факторинговой компании Анна Бугрименко, – для бухгалтера в бухгалтерии, для коллектора – в коллекторском отделе». Как дополняет начальник управления факторинга банка «Система» Сергей Бабичев, «в управлении дебиторской задолженностью нужны специалисты с задатками психолога, с большим жизненным опытом. Обычно это люди с юридическим образованием: бывшие сотрудники службы безопасности предприятий, правоохранительных органов. Они хорошо контактируют с должниками».

В отделе клиентского обслуживания могут найти себя усидчивые спокойные люди, привыкшие внимательно работать с бумагами, те же бухгалтера и операционисты. Творческие способности нужны создателям факторинговых продуктов: успешность компании на рынке часто зависит от таланта разработчика. Сегодня наибольший интерес для всех без исключения работодателей представляют профессиональные менеджеры по продажам. Единственное требование к ним – умение продавать услуги юридическим лицам. Тонкостям технологии обучат на месте.

Два берега одной реки. «По сравнению с периодом двухлетней давности тотального дефицита кадров нет, – утверждает консультант банковско-финансового департамента рекрутинговой компании Antal International Эльвира Гарифулина. – Но сами факторинговые схемы очень различаются, поэтому есть трудности с адаптацией уже готовых специалистов. Поиск нужного кандидата может проходить достаточно напряженно». Проблему поиска и трудоустройства рекрутерам создает существование в факторинге двух лагерей: самостоятельных компаний и банковских подразделений, которые с одинаковой долей недоверия относятся к перебежчикам. «Как ни странно, но специалисты из смежных отраслей, банковской и страховой, не очень хорошо приживаются в факторинге, – уверяет президент «Еврокоммерца» Григорий Карповский. – Как показывает наша практика, наибольших результатов достигают менеджеры, пришедшие из торгового бизнеса. Они, что называется, изнутри знают потребности клиентов, хорошо представляют эффективность этого продукта в торговле». Анна Бугрименко добавляет: «Факторинг в некоторой степени антибанковский бизнес. Очевиден конфликт интересов с кредитованием, принципиально другой подход к риск-менеджменту. Это весомые аргументы против того, чтобы брать людей с банковским опытом». Представители кредитных организаций, в свою очередь, не доверяют бывшим сотрудникам факторинговых компаний (ФК). Как объясняет начальник управления факторинговых операций банка «Церих» Сергей Рязанцев, перейти в банк из ФК довольно сложно, потому что кредитный институт – более регулируемая организация. Существуют документы, например, инструкции ЦБ, которые сотрудникам ФК не знакомы, есть разница между бухгалтерским учетом банков и предприятий.

Факторинговая компания, в отличие от традиционного банка – структура более гибкая и динамичная, вследствие этого базовые требования к сотрудникам не могут быть одинаковыми. Если в банке удается выделить факторинг в отдельное подразделение, мобильность принимаемых решений значительно возрастает. Правда, это не всегда удается – в крупной кредитной организации идея может заглохнуть на «пятом круге» согласования документов – как уверяют специалисты рынка, такое уже неоднократно происходило.

Образование фактора. Специализации «факторинг» в отечественных вузах нет. Но она и не нужна, считают практики: достаточно обычного лекционного курса. «Когда я получал первое высшее образование, по теме факторинга у нас отводилась всего одна ознакомительная лекция, – рассказывает Сергей Бабичев. – Сейчас я сам читаю курс по этой дисциплине в одном из московских вузов и как никто другой понимаю, что за полтора часа студенту трудно разобраться в том, что такое факторинг, оценить, насколько он перспективен». Экономические вузы, впрочем, выделяют время для ознакомления слушателей с новым финансовым инструментом. Обычно это происходит в рамках курса «Финансовый лизинг и факторинг». Например, в Высшей школе экономики (ВШЭ) предмет читается с 2000 года. Его изучают студенты четвертого курса, магистры, люди, получающие второе высшее и слушатели программы МВА – в среднем в объеме 36 часов. «Этого достаточно для объяснения наиболее важных элементов курса, а тонкости целесообразно рассматривать при анализе конкретных проектов, – полагает профессор ВШЭ Виктор Газман. – К сожалению, очень мало учебников и пособий, которые можно было бы порекомендовать для самостоятельного изучения, они, как правило, 3–7-летней давности и, на мой взгляд, не отличаются высоким качеством».

В школе бизнеса «Мирбис» факторинг читается на программе МВА «Финансовый менеджмент» в качестве одной из тем дисциплины «Финансы и финансовые рынки». Но уже разработан самостоятельный курс по факторингу. «Мы планируем включить его в качестве дисциплины по выбору со следующего набора, – говорит руководитель программы МВА «Финансовый менеджмент» Екатерина Лисицына, – возрастающая востребованность этого предмета хорошо видна по аттестационным работам, которые по окончании школы пишут студенты. Все чаще они рассматривают вопросы управления дебиторской задолженностью, раньше эту тему почти не выбирали».

Дети полка. И компании, и банковские подразделения предпочитают растить сотрудников, обучая их навыкам бизнеса в условиях, максимально приближенным к реалиям рынка. «Факторингу невозможно научиться без практики, – объясняет Анна Бугрименко. – Перекупка готовых специалистов из компании с передовыми технологиями, конечно, самый быстрый способ решения кадрового вопроса, но не лучший. И дело даже не в том, что за профессионала придется переплачивать – на новом месте его опыт может не пригодиться». Четких временных рамок для обучения новичков нет – как правило, для того, чтобы вникнуть в суть факторинга, требуется две-три недели, в суть бизнес-процессов – от двух до пяти месяцев. Каждая компания или банковское подразделение имеют собственные педагогические методы. В Номос-банке новичку дается месяц на изучение всех процессов, в это время его активно обучают особенностям продукта, документооборота, отвечают на все вопросы. Потом ему поручается какой-нибудь проект, выполнить который нужно в условиях достаточно жесткого графика – те, кто выдерживают темп и справляются с заданием, вписываются в команду, остальные уходят.

В банке «Система» по окончании трехмесячного испытательного срока сотрудники сдают тест на знание материала, проходят практику во всех подразделениях, потом за ними закрепляются наставники, и дальнейшее обучение происходит в процессе работы. Поиск и воспитание талантов в собственных рядах приводит к появлению сплоченной команды высококлассных специалистов. «На ее формирование должен уйти далеко не один год, – уверяет Григорий Карповский. – Но именно от костяка профессионалов зависит успешность факторинговой компании».

ЗАРАБОТКИ: Универсальный солдат

Рынок факторинга нуждается в специалистах начального и среднего звена, утверждают кадровики.

По данным Marksman, небольшие российские факторинговые компании и некрупные банки предложат новичку, пришедшему на начальные позиции, $600–800. Крупные игроки готовы платить до $1,2 тыс. При этом зарплаты среднего менеджмента примерно одинаковые: около $2,5 тыс. Иностранные организации «дают» в два-три раза больше, но, в отличие от российских фирм, не любят учить сотрудников с нуля, предпочитая покупать профессионалов. В то же время специфика зарубежных банков требует более универсальных специалистов, и иногда сотрудников, обладающих нужными качествами, просто нет на рынке, сетуют эксперты. Кроме того, отечественные структуры позволяют достаточно быстро продвигаться по карьерной лестнице, а для того чтобы занять топовую позицию в зарубежном банке, нужно проработать в нем практически всю жизнь.

Журнал «Финанс.» № 2 (2) ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ – Карьера
Татьяна Юкиш

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.