Что делать с экономикой России? Журнал «Финанс.» № 16 (16-22 июнь 2003)

Мухамед ЦИКАНОВ, заместитель министра экономического развития и торговли РФ

В связи с тем, что в России большое количество субъектов Федерации и в каждом есть выборные органы, не исключена ситуация, когда принимаются законодательные акты, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности или свободу перемещения товаров. Суть федеральной региональной политики заключается в том, чтобы по всей территории страны были одинаковые экономические и социальные условия, а также свобода перемещения товаров, людей и капиталов. На это направлены основные положения федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации».

Мы пытаемся сгладить различия, но мы не пытаемся выровнять их уровень. Одинаковых социальных и экономических условий в регионах не может быть. Не может быть одинаковой обеспеченности больничными койками в Корякском автономном округе и в Москве. Не может быть одинакового качества автомобильных дорог в Якутии и Ярославской области. Но инженерная инфраструктура, газификация, электрификация должны быть везде. Если этого нет, заниматься предпринимательской деятельностью невозможно.

Светлана ОРЛОВА, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по бюджету

Три последних года бюджет у нас был профицитный, основные собираемые налоги, такие как акцизы, НДС, налог на прибыль, были источниками доходов для федерального бюджета. И все это прекрасно понимали, потому что была огромная проблема выплаты внешнего долга.

Сейчас надо научиться управлять теми доходами, которые мы собираем на местах. Плохо, если в федеральный бюджет будут уходить все самые собираемые налоги. Должно быть пропорциональное распределение между уровнями бюджетной системы. Мы отказались от оборотных налогов, от налога с продаж. Очень важная задача — дать регионам доходные источники, которые они научатся администрировать и за которые будут отвечать. Например, невозможно из Москвы собирать с регионов налог на имущество. Его должны собирать субъекты Федерации. С земельным налогом у нас тоже проблемы. Стоимость земли в регионах разная, поэтому нам нужен научно обоснованный, дифференцированный подход. С акцизами на дизтопливо и масла возникли именно те трудности, о которых неоднократно предупреждал Совет Федерации. Из закона о лицензировании убрали норму, требующую обязательной регистрации автозаправочных станций. 60% доходов от акцизов отдали регионам, но регионы не могут эти доходы собрать, потому что автозаправочные станции не регистрируются и налог собирать просто не с кого.

Владимир КАТРЕНКО, председатель комитета Государственной Думы РФ

по энергетике, транспорту и связи

В основе современной экономической политики государства лежит представление о том, что наилучший инструмент влияния — это не сама конкуренция, а угроза конкуренции. То есть никто не разрушает естественную монополию. Еще Авраам Линкольн говорил, что «дом разделенный выстоять не может». Кстати, в США это понимают и поддерживают общенациональные принципы в организации инфраструктуры экономики. Даже если ее элементы принадлежат разным собственникам. Очевидно, и нам следует над этим работать.

Итак, естественные монополии сохраняются, но при этом создаются условия для появления на рынке новых игроков. Совсем не обязательно, чтобы эти компании уже присутствовали на рынке, но они должны иметь возможность в любой момент в этот рынок войти. Если монопольный поставщик завышает цены, потребитель должен иметь возможность найти другого. Такой подход получил название теории состязательных рынков, появившейся в начале 80-х годов. Только на ее основе стало возможным проведение масштабных реформ отраслей инфраструктуры в европейских странах. Ключевой элемент — условие возникновения в отрасли конкурентных отношений. Для этого необходимо, чтобы у входящих в рынок компаний не было риска безвозвратных издержек. С этой целью им обеспечивается свободный доступ к производственным мощностям и инфраструктуре. Одновременно при расчете тарифов на их продукцию применяются методики, где исключается возмещение исторических отраслевых затрат. Как правило, в этих случаях тариф конструируется на основе метода предельных издержек. Естественная монополия испытывает в данном случае давление со стороны потенциального, а не реального конкурента. Результатом такого подхода становится изменение ценовых и производственных решений, принимаемых естественной монополией, в сторону большей экономической рациональности. Иными словами, естественная монополия принуждается государством принять на себя некоторые дополнительные обязательства.

Журнал «Финанс.» № 16 (16-22 июнь 2003) — Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.