Маркетинговая активность управляющих компаний (УК) усиливается. Продукт, предлагаемый ими, специфичен: способность управлять чужими деньгами. Стабильный успех в этом процессе достижим трудно, а продавать продукт надо. Такое условие, как и в более «приземленных» отраслях, ставят и собственники, и топ-менеджеры. В результате мы наблюдаем всевозможные маркетинговые ухищрения.
Первое, и достаточно неприятное, — вольности в приведении предыдущей доходности. Некоторые УК указывают максимально удобный для себя период, в течение которого была показана та или иная доходность. Отнеситесь к такой информации со скепсисом. Так же, как и к рекламе, в которой указана доходность за 2002 и 2003 годы. В то время рынок акций рос быстрее, чем, например, в 2004 году.
Фонды лишены права не только гарантировать будущую доходность, но и вообще прогнозировать положительный результат. Однако, продвигая себя, ПИФы пытаются всячески намекнуть пайщику о привлекательности вложений. Чего стоит сочетание «фонд роста» в названии. Звучит явно приятнее, чем «фонд акций», а тем более «фонд смешанных инвестиций». Многие намекают на будущие доходы и в рекламе. Например, так: «Клуб любителей стабильного дохода приглашает участников». Или сравнивают фонд по уровню показанной доходности с инструментом другого уровня риска.
Лукавством является и несоответствие названия фонда реальной стратегии. Один из «фондов облигаций» за полгода показал рост чуть ли не в 20%. Поскольку среди нормальных эмитентов облигаций такой доходности (и даже близкой) никто не дает, объясняться подобный успех может следующими обстоятельствами (всеми или частью). Во-первых, фонд активно оперировал акциями. Во-вторых, фонд покупал «мусорные» облигации, риск неисполнения обязательств по которым особенно велик.
В-третьих, фонд постоянно спекулировал облигациями, извлекая из краткосрочных колебаний прибыль. Во всех трех случаях принимаемые риски повышены. Между тем сочетание «фонд облигаций» звучит для инвесторов как гарантия небольшой, но почти стопроцентной доходности (если не будет дефолта эмитента). Мне кажется логичным вообще запретить вложения в рискованные инструменты структурам, называющим себя «фондами облигаций». В общем, внимательно читайте инвестиционную декларацию фонда, а не только название ПИФа, чтобы понимать, куда могут быть вложены ваши деньги.
Управляющих компаний в России уже более 200 (многие из них, правда, ПИФами не занимаются), а число паевых фондов превысило 300. Плюс сотни ОФБУ. Поскольку лидерство по доходности в таком сонме фондов — вещь труднодостижимая, УК будут стремиться формировать у инвесторов лояльность к своим брэндам, делая ставку на такие понятия, как надежность, престижность, креативность, приятность наконец. Приверженность брэнду — это неплохо, но словосочетание «финансовый анализ» звучит более убедительно. Признанный способ оценки качества управления активами ПИФа — сравнение показанной им доходности с рыночным ориентиром. Для акций это может быть любой фондовый индекс, для облигаций — средняя доходность долговых инструментов.
Самое поразительное состоит в том, что в России считанное число фондов акций обгоняет фондовые индексы. В прошлом году я думал, что это временно, но результаты первого полугодия 2005 года вновь показали, что проблема существует. Индекс РТС за первое полугодие вырос на 15%, а некоторые фонды акций умудрились заработать всего 2-5%. Вот это обстоятельство должно действительно настораживать инвесторов. Ведь выиграть у индекса достаточно просто: нужно сформировать портфель, по структуре похожий на индекс, и просто увеличить в нем долю скорее перспективных бумаг за счет доли очевидно бесперспективных. Не правда ли, господа портфельные менеджеры? Российские же управляющие пускаются в более сложные стратегии. Большинство — без особого успеха.
В этой связи вспоминается следующий анекдот: портфельные менеджеры приводят крупного потенциального клиента в яхт-клуб и показывают, у кого какая яхта, заодно продвигая услуги. Нахвалились как могли. Под конец встречи инвестор говорит: «Вы, ребята, молодцы. У вас классные яхты. Но где же стоят яхты ваших клиентов?»
Журнал «Финанс.» № 25 (115) 18-24 июля 2005 — Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.