В ноябре–декабре многие банки в рамках новогодних программ предлагают более привлекательные условия по депозитам и кредитам, стараются привлечь потребителей разнообразными подарками и розыгрышами. И это не просто дань моде, уверяют некоторые участники рынка. «В конце года на руках у граждан скапливается довольно большое количество денег – скажем, в результате выплат дополнительных премий и бонусов. Эти средства банки стремятся привлечь, предлагая более выгодные тарифы», – говорит аналитик ИК «Финам» Ольга Беленькая. Различные акции по кредитам также в данном случае «в тему»: потребители начинают активно закупаться самыми разными товарами – как для себя, так и в подарок своим близким.
Банки в рамках новогодних и рождественских акций повышают ставки по депозитам на 0,3–0,7 процентного пункта по сравнению со стандартными программами, а по ссудам кредитные организации снижают ставки на 1–3 пункта.
Однако более выгодные условия продуктов не единственная новогодняя «фишка». Банкиры привлекают клиентов и различными подарками. Некоторые финучреждения стараются одарить абсолютно всех клиентов. Правда, в этом случае подарок носит скорее символический характер. Так, в Юниаструм-банке каждый вкладчик получит в подарок шампанское и шоколад. Абсолют-банк также вручает съедобные подарки: если сумма депозита составит от 30 тыс. до 100 тыс. рублей, клиенту вручают набор сладостей от лучших московских кондитеров. А вот разместившим более 100 тыс. презентуют утюг или чайник.
Клиенты банка «Агроимпульс», которые откроют срочный вклад «Рождественский сюрприз», получат в подарок свинью-копилку. Русский банк развития дарит вкладчикам, разместившим депозит «Согревающий», теплый шерстяной шарф. В Росбанке тем, кто положит деньги на депозит с 15 ноября по 30 декабря, презентуют пригласительный билет на два лица на выставку «Галерея драгоценностей Эрмитажа», которая проходит в Успенской звоннице Московского Кремля.
Скромные подарки получат заемщики Райффайзенбанка. Каждый клиент, оформивший до конца 2006 года кредитную карту, получит набор для фондю. Хотя к этому подарку «прилагается» еще и 50-процентная скидка на годовое обслуживание. У Пробизнесбанка скидка поменьше – 20%, а подарок проще – фирменная футболка.
Другие банки следуют иному принципу: клиентов заманивают более дорогими презентами, однако вручают их не всем. Скажем, в СДМ-банке каждый 20-й владелец депозита «Зимушка-зима» получит в подарок памятную серебряную монету. В Московском кредитном банке каждый 50-й клиент, разместивший новогодний депозит, может рассчитывать на сотовый телефон, а каждый 300-й вкладчик – на цифровой фотоаппарат. Эконацбанк разыграет среди владельцев депозита «Рождественская Лапландия» суперприз – недельную поездку в Финляндию на двоих.
Дорогие подарки вручаются и заемщикам. Так ДжиИ Мани банк в рамках новогодней акции подарит наиболее активным пользователям кредитных карт автомобиль «Шевроле Нива» и 150 мобильных телефонов. В Райффайзенбанке 20 владельцев кредиток, совершивших наибольшее количество покупок по ним, получат портативные DVD-плееры. Поощряет активность клиентов и Ситибанк. Те, кто чаще других оплачивает покупки кредитными картами, могут рассчитывать на поездку в Европу, смартфоны и сертификаты на 50- и 100-процентные скидки на годовое обслуживание по пластику.
А вот по мнению начальника управления маркетинговых коммуникаций Бинбанка Николая Желтовского, лучший подарок – это деньги. «Банк работает с деньгами, так что логичнее всего разыгрывать именно их. Это наиболее эффективный путь привлечения клиентов», – уверяет банкир. В этом году Бинбанк в рамках новогодней акции разыграет 27 призов: вкладчики, разместившие сумму от 6 тыс. рублей не менее чем на полгода, получат четырехкратное увеличение ставки. «Такой подарок более привлекателен, чем раздача каждому пришедшему клиенту дешевых и порой ненужных призов», – говорит Николай Желтовский.
Тверьуниверсалбанк придумал символичную денежную акцию: 20 потребителей, разместивших депозит, получат 2007 рублей.
Новогодний «сюрприз». Как уверяют банкиры, в период предновогодних акций количество клиентов увеличивается на 10–20%. Но потребители не всегда остаются в выигрыше. «Далеко не по всем спецпрограммам условия лучше, чем по стандартным. В первую очередь это касается вкладов, – комментирует руководитель управления маркетинга Абсолют-банка Динара Сулейманова. – Так, у крупных банков ставки по депозитам не слишком высоки, и даже при увеличении их на 0,5 процентного пункта клиент сможет найти на рынке более привлекательный для себя вариант». У небольших и средних банков, особенно региональных, для которых депозиты населения – один из основных источников пассивов, условия по вкладам могут быть значительно лучше.
По мнению Николая Желтовского, незначительное увеличение ставки (до 0,5 пункта) в любом случае вряд ли можно рассматривать как серьезную выгоду: вкладчиков, как правило, привлекают не бонусы, а надежность финансового учреждения и бережное отношение к клиентам. У ряда банков по спецпрограммам установлены довольно высокие минимальные суммы, которые заемщику необходимо разместить. «За счет привлечения крупных депозитов банк повышает уровень рентабельности, компенсируя повышенные проценты. В этом случае доля постоянных издержек, связанных с открытием и обслуживанием депозита, снижается», – говорит Ольга Беленькая.
К выбору «заманчивых» кредитных продуктов нужно отнестись особенно внимательно. Здесь, как и по обычным программам, могут подстерегать дополнительные комиссии. Так, в Импэксбанке по программе «Народный кредит» ставка по рублевым ссудам на срок от полугода до двух лет снижена с 16,5 до 13,5% годовых, а на срок от трех лет до пяти – с 18 до 15% (акция действует до 25 декабря текущего года). Но всю прелесть акции портит ежемесячная комиссия за ведение ссудного счета – 0,8% от первоначальной суммы займа. Это увеличивает реальную ставку по ссуде примерно на 15% годовых.
В Ситибанке при оформлении кредитной карты подарят бесплатное обслуживание на год (оно обходится в зависимости от статуса пластика в 950–2950 рублей). Однако это преимущество нивелируется ставкой в 24–28% годовых. В других банках можно оформить кредитку, ссуды по которой будут стоить как минимум на 3 процентных пункта дешевле.
Журнал «Финанс.» №48 (185) 11 – 17 декабря, 2006 – Банки
Александр Потапов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.