IPO под стук колес

На железнодорожном съезде в Москве президент «Российских железных дорог» (РЖД) Владимир Якунин сообщил, что на фондовый рынок планируется вывести акции головной компании и ее дочерних структур. Он уточнил, что IPO пройдет не раньше завершения третьего этапа реформирования государственной монополии, то есть после 2010 го­да, а инвесторам предполагается продать до 25% акций. В качестве основной ролевой модели для размещения менеджмент РЖД выбрал немецкого железнодорожного оператора Deutsche Bahn, который проведет IPO в начале 2008 года.

Управляющий директор «Атона» Стивен Дашевский считает, что это довольно позитивная новость для рынка в целом, так как «РЖД сможет стать публичной компанией и ее акции будут пользоваться огромным спросом у инвесторов». По его словам, это IPO вполне способно побить по популярности размещения «Роснеф­ти», Внешторгбанка и Сбербанка, ведь РЖД – очень мощная монополия.

«Ключевой риск для инвесторов 2010 года – политический, все зависит от того, кто будет находиться у власти», – заглядывает в будущее начальник аналитического управления «Велес Капитала» Михаил Зак. – С точки зрения финансов у компании все стабильно и есть предпосылки для роста показателей». А глава аналитического подразделения ФК «Открытие» Халиль Шехмаметьев уверен, что инвесторам будет предложено лишь 10% уставного капитала, и приводит в пример Китай, где уже есть опыт размещения подобных активов. «Более крупный пакет акций продавать нецелесообразно, так как не идет речь о привлечении стратегического инвестора», – полагает эксперт. – В последнее время руководство РЖД активно набирается опыта работы за рубежом и компания сама готова выступить в качестве «стратега». Наиболее яркий пример – информация о планах покупки активов в Восточной Европе в кооперации с немцами».

Сколько будет стоить российская монополия в 2010 году? На все том же железнодорожном съезде президент ВТБ и член совета директоров РЖД Андрей Костин сообщил, что за 20% акций железнодорожного оператора можно выручить до 300 млрд рублей ($12,1 млрд по курсу на 26.10.2007). То есть всю компанию банкир оценил в $60 млрд.

Аналитики называют более крупные цифры, но при этом обращают внимание на сложность оценки РЖД. Так, по мнению Михаила Зака, для прогноза капитализации к 2010 году необходимо выяснять текущую стоимость компании. «А это сделать довольно сложно, железнодорожная монополия имеет очень объемную структуру, – подчеркивает аналитик. – По нашим расчетам капитализация сегодня варь­ируется от $65 до $100 млрд, средний показатель – $80 млрд». Такой же оценки придерживается Халиль Шехмаметьев. При ежегодном росте в 15–20% к 2010 году капитализация РЖД может составить $110–130 млрд. Но это фактически «идеальная» цифра, без учета возможности выделения активов из компании, а также ее активности на рынке M&A в Европе.

Журнал «Финанс.» №41 (227) 29 октября — 04 ноября 2007 — Капитал
Константин Парфененок

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.