Разношерстная страна

Россия уже второй год подряд не может улучшить свои позиции в рейтинге стран по величине ВВП на душу населения. По данным ЦРУ, по итогам 2005 года Россия занимала в нем 82-е место, тогда как в 2004 году — 81-е.

На первый взгляд это выглядит по меньшей мере странно. Во-первых, темпы экономического роста в России в 2005 году заметно превзошли динамику развития мировой экономики — 6,4% против 4,4%. Во-вторых, полным ходом идет укрепление российского рубля по отношению к американскому доллару. В-третьих, продолжает снижаться численность населения России, что для экономики страны ничего хорошего не сулит, но при прочих равных условиях означает рост ВВП на одного жителя.

Благодаря этим трем факторам всего за год российский ВВП в расчете на душу населения вырос сразу на 9,2% — с $9800 в 2004 году до $10 700 в 2005 году. Иными словами, основания для существенного укрепления позиций России в мировом рейтинге вроде бы есть, однако в реальности все гораздо сложнее.

Магия цифр. Любой более или менее знакомый с макроэкономическим положением России специалист сразу же почувствует подвох в данных. Величина ВВП на одного жителя России, равная почти $11 тыс., — это действительно слишком много. Ведь, по данным Росстата, российский ВВП по итогам 2005 года составил лишь 21,598 трлн рублей, то есть около 150 тыс. рублей на одного человека.

Причина столь существенного расхождения данных достаточно проста. Глобальное сопоставление ВВП традиционно учитывает так называемый паритет покупательной способности (ППС) валют, оценивающий не их биржевой курс, а реальную стоимость при приобретении товаров и услуг. Самый простой метод расчета ППС — хорошо известный индекс «БигМака», сопоставляющий цены на продукт McDonalds в различных странах мира. Статистические службы и агентства пользуются более сложными методами, базирующимися на целой корзине товаров и услуг, а официально признанной в большинстве стран мира считается методика Всемирного банка. Правда, критиков у нее не меньше, чем у индекса «БигМака». Сегодня популярным становится мнение, что расчет ППС стал заложником большой политики — желания ведущих мировых держав показать, что разрыв между самыми бедными и самыми богатыми странами мира не столь высок, как это есть на самом деле.

В реальности сопоставлять можно лишь идентичные товары и услуги, а таких в глобальном масштабе — лишь единицы. Даже самые простые продукты, к примеру картофель, отнюдь не однородны. В одних странах его продают только что выкопанным, в мешках по 20-30 килограммов, в других — вымытым и аккуратно запакованным по 2-3 килограмма. Очевидно, что во втором случае стоимость картофеля будет гораздо выше, чем в первом, поскольку львиная доля его стоимости придется на сервисную составляющую — ручную обработку и доставку продукта.

Официальная статистика, как правило, не может учитывать эти факторы. Вот и оказывается, что с учетом ППС развивающиеся страны, где качество практически всех товаров и особенно услуг значительно ниже, чем в ведущих странах, гораздо богаче, чем они есть на самом деле. Во многих из них ВВП по ППС может в два-три раза превышать ВВП по валютному курсу.

Россия оказалась в числе именно таких стран мира, чему, правда, в немалой степени способствует заинтересованность органов власти в демонстрации высокого уровня экономического развития страны. Представители правительства с завидной регулярностью отмечают, что Россия по уровню ВВП на душу населения уже догнала многие страны Восточной Европы, но, как правило, забывают отметить, что не по валютному курсу, а по ППС.

Между тем разница между ними существенна. По данным Всемирного банка, цена вопроса — не менее 15 мест в глобальном рейтинге. Лишь благодаря ППС Россия по величине ВВП на душу населения смогла обогнать Мексику, Уругвай, Турцию и ряд других развивающихся стран.

Паритетное торможение. Если несколько лет назад Россия ежегодно обгоняла по 5-10 стран, то в последние два года застряла в начале девятого десятка рейтинга, не в силах обойти сразу несколько государств, уступающих ей по темпам экономического роста.

Тот самый ППС начал играть против России. Из-за высокой инфляции и укрепления рубля внутренние российские цены стремительно приближаются к мировым, а вместе с ними — и соотношение ППС и валютного курса. Если в 1999 году, в первый полноценный год после девальвации рубля, реальная покупательная способность рубля была в пять раз выше, чем его стоимость на бирже, в 2003 году — в три раза, то по итогам 2005 года — лишь в два раза.

Именно поэтому Россия в ближайшее время вряд ли сможет серьезно укрепить свои позиции в глобальном рейтинге по величине ВВП, создаваемого на душу населения. Догнать страны, где более умеренные темпы роста сочетаются с низкой инфляцией, будет крайне сложно.

Показателен пример Португалии, которая еще совсем недавно, до принятия новых членов, считалась самой бедной страной ЕС и поэтому была выбрана президентом и правительством России в качестве нового фигуранта фразы «догнать и перегнать». Динамика, которую российская экономика показывала в 2000-2003 годах, действительно давала определенные основания считать, что с учетом ППС Россия может догнать Португалию в середине следующей десятилетки. Однако в новых условиях «контрольную дату» вновь придется отодвинуть как минимум на 8-10 лет.

Все в одной. Впрочем, Россия является одним из немногих государств, жители которого могут свободно почувствовать себя не только португальцами, но и немцами, а также китайцами, поляками, сенегальцами и жителями многих других стран мира. Для этого им достаточно сменить место жительства и переехать в другой регион России.

Не секрет, что уровень региональной дифференциации в России — один из самых высоких в мире. По величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения самый экономически развитый регион страны обгоняет наименее развитый более чем в 40 раз. Ничего подобного нет ни в одной стране мира, даже в Китае, где налицо противоречия между индустриальным югом и аграрным севером. Более того, если брать за основу классификацию и нормативы Всемирного банка, то субъекты РФ окажутся в каждой из четырех выделяемых им экономических групп. То есть в числе не только развитых и развивающихся стран мира, но и представителей так называемого третьего мира.

Лидирует в рейтинге с заметным отрывом от всех остальных регионов России Тюменская область. Даже номинальный ВРП на душу населения, созданный в области, равен почти $20 тыс., а с учетом ППС — зашкаливает за $55 тыс., что примерно столько же, сколько у многолетнего лидера глобального рейтинга — Люксембурга, который лишь в 2005 году уступил 1-е место Бермудским островам.

Еще в девяти регионах России ВРП на душу населения находится в диапазоне от $10 тыс. до $20 тыс. по ППС, то есть на уровне Португалии и большинства новых членов ЕС из Восточной Европы. Москва, занимающая в рейтинге 2-е место, в глобальном масштабе была бы лишь в начале седьмого десятка, разместившись где-то между Чехией, Эстонией и Венгрией. Татарстан составил бы компанию Польше и, что самое удивительное, Саудовской Аравии.

Отдельного внимания заслуживает вотчина Романа Абрамовича — Чукотский автономный округ. Из-за аномально высоких для России цен базовый набор товаров и услуг здесь стоит примерно столько же, сколько в наиболее развитых странах мира. Поэтому ВРП Чукотки по валютному курсу практически равен ВРП по ППС — $10,3 тыс. против $10,9 тыс. Более того, волею судеб Чукотка оказалась в одной лодке с двумя схожими с ней территориальными образованиями — Антигуа и Барбуда и Теркс и Кайкос. Численность их населения также составляет меньше 60 тыс. человек, а солидная часть валового продукта формируется за счет регистрации сторонних компаний.

Сепаратизм отменяется. Основная часть российских регионов в случае объявления суверенитета достаточно прочно засела бы в числе развивающихся стран мира. Хотя их положение, бесспорно, различно. Так, семь регионов России — Республика Саха (Якутия) и Башкортостан, Ленинградская, Самарская, Архангельская, Ярославская и Оренбургская области имеют весьма высокие шансы перейти в группу стран с высоким средним уровнем развития по методике Всемирного банка. Для этого будет достаточно двух-трех лет устойчивого экономического роста в 6-6,5%. Пока же им приходится довольствоваться положением Малайзии, Коста-Рики и Мексики.

Не самая плохая компания у еще шести регионов страны во главе с Санкт-Петербургом и бурно развивающейся на волне реализации нефтегазовых проектов Сахалинской областью. С ВРП на душу населения от $8 тыс. до $9 тыс. они выглядят почти так же, как Болгария, Бразилия и Таиланд, а вот всем остальным субъектам России приходится соседствовать в рейтинге с куда менее развитыми и привлекательными странами мира, причем львиную долю из них составляют бывшие республики СССР.

Московская область идет бок о бок с Беларусью, Магаданская — с Казахстаном, а сразу четыре субъекта РФ (Хабаровский край, Тверская, Тамбовская и Смоленская области) — с теперь уже не такой уж «братской» Украиной. Кроме того, в одном пуле с ними и 20 другими субъектами РФ находятся Иран, Колумбия и Румыния. Их ВВП на душу населения находится в диапазоне от $6 тыс. до $8 тыс.

На уровне беднейших развивающихся стран мира с ВВП от $3,7 до $6 тыс. оказалось сразу 28 из 79 представленных в рейтинге субъектов РФ. Саратовская область почти сравнялась с Венесуэлой, Амурская — с Туркменистаном, Пензенская — с Албанией, Ивановская — с Азербайджаном, Приморский край — с Филиппинами, а Северная Осетия — с Арменией.

Есть в России и самый настоящий «третий мир», который представлен четырьмя национальными республиками — Дагестаном, Адыгеей, Тывой и Ингушетией. Даже с учетом ППС их ВРП составляет менее $3,7 тыс. на одного человека. Можно сказать, что эти регионы гармонично смотрелись бы на фоне Черного континента. Причем не только по чисто количественным показателям, но и по характеру формирования валового продукта. Не секрет, что внушительная часть добавленной стоимости в странах «третьего мира» создается за счет финансовой и гуманитарной помощи развитых стран мира. В России аналогичную функцию выполняет федеральный бюджет. Приходящие из центра финансовые ресурсы позволяют не только снижать социальную напряженность, но и стимулировать платежеспособный рост. Не случайно в наименее развитых регионах страны сохраняется высокая доля нерыночного сектора экономики — услуг, оказываемых жилищнокоммунальными, образовательными, медицинскими и прочими бюджетными учреждениями. В Тыве на него приходится 43,7% всего создаваемого на территории республики ВРП, в Ингушетии — 33%, Адыгее — 24%, Дагестане — 15%, тогда как в целом по России он составляет лишь 8%.

Как в США. Конечно, аналогов сегодняшней России нет нигде в мире, однако переоценить проблемы региональной дифференциации также нельзя. Во-первых, благодаря межбюджетным взаимоотношениям и целому ряду других факторов происходит значительное сглаживание различного уровня экономического развития. К примеру, доходы населения в самых богатых и самых бедных регионах страны различаются лишь в 8-9 раз, а уровень бюджетной обеспеченности — в 5-7 раз.

Во-вторых, схожие проблемы есть практически во всех больших по размеру и численности населения странах мира, даже в США, которые, как ни странно, во многом похожи на Россию. Здесь также есть свои лидеры, значительно опережающие все остальные штаты по величине ВРП, создаваемого на душу населения. Причем благосостояние многих из них имеет практически те же корни, что и у российских лидеров. Стоит выделить два таких тандема: Делавэр — Чукотский автономный округ, Аляска — Республика Саха (Якутия). Именно Делавэр, имеющий офшорное законодательство и, как считают многие, образцово-показательное корпоративное правосудие, стал «Меккой» для регистрации компаний. Здесь официально прописано более половины из 500 крупнейших корпораций США и около трети всех компаний, внесенных в списки Нью-Йоркской фондовой и Американской фондовой бирж.

Аляску можно считать «побратимом» Якутии не только по экономическим, но и по культурным параметрам. И там, и там принято особенно бережно относиться к титульной нации, а основной вклад в создание ВРП приходится на долю добычи полезных ископаемых и нерыночного сектора экономики.

Распределение ВРП среди основной части штатов США (49 из 51) и субъектов РФ (74 из 79, участвующих в рейтинге) также имеет множество общих черт. Если добавить чуть-чуть математики и предположить, что российские регионы с уровнем экономического развития выше среднего обеднеют ровно в два раза, а все остальные улучшат свои показатели в два раза, то Россия и США даже при нынешних ВВП будут как две капли воды походить друг на друга.

Журнал «Финанс.» № 23 (160) 19-25 июня 2006 — Экономика
Андрей Блинов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.