Китайская стена

Второй тайм матча между экономиками России и Китая подходит к концу. С крупным счетом ведет Китай. Все, что может сделать Россия, – попытаться забить один-два мяча, чтобы поражение не выглядело совсем позорным. Такие мысли пришли мне в голову после посещения конференции, которую компания РБК провела с 5 по 10 ноября в Шанхае и Пекине.

Бизнесмены весьма скептически смотрят на конкурентоспособность российской продукции. Если раньше считалось, что Россия должна выигрывать у Китая за счет качества и технологий, то теперь эта иллюзия разрушена. Технологии и качество у китайцев, как это ни грустно, в большинстве случаев теперь уже лучше.

Внешнеторговая статистика говорит об этом красноречиво. Доля машин и оборудования в российском экспорте в Китай сократилась за несколько лет с более чем 20% до 2%. И уже Китай поставляет в Россию эту наукоемкую продукцию. Доля машин и оборудования в китайском импорте достигла 20%.

Президент строительной корпорации «Баркли» Леонид Казинец прогнозирует, что в строительстве на тендерах будут соревноваться китайские и турецкие компании, причем последние будут все чаще проигрывать. Он рассказал, что недавно в Новокузнецке китайцы предложили цену на строительство на уровне $450 за метр, тогда как российские строители были готовы строить за $650–700. Выяснился также вопиющий факт: цемент и арматуру китайцы привозят с родины, хотя более дешевая электроэнергия должна позволять производить самый конкурентоспособный цемент именно в России. Из-за монополизма и коррупции Россия не способна воспользоваться таким мощным плюсом, как доступность энергии и сырья в развитии многих отраслей.

Консультант из Гуанчжоу Евгений Колесов сообщил генеральному директору шинной компании «Амтел-Фредештайн» Алексею Гурину, что сразу две китайские компании в последние несколько недель проявили желание полномасштабно выйти на российский рынок шин. Алексей Гурин призадумался, ведь китайцы способны устроить откровенный демпинг. Аналогичный процесс идет и на рынке продуктов химии. Генеральный директор компании «Башкирская химия» Сергей Черников, например, призвал правительство активнее использовать такой инструмент, как антидемпинговые расследования в отношении китайцев.

Каковы же альтернативы? Президент Фонда законодательных инциатив Григорий Томчин полагает, что Россия должна занять стратегическое положение транспортного коридора между китайским производством и европейским потреблением. По его подсчетам, если увеличить скорость движения контейнерных грузов по стране до 30 километров в час, то есть в несколько раз, «Суэцкий канал будет с нами неконкурентоспособен». Григорий Томчин спросил у вице-премьера Александра Жукова, когда это произойдет, и получил ответ, что через пару лет. Вице-премьер также заметил, что фактически Транссиб и БАМ уже позволяют возить миллион контейнеров. То есть, пожалуйста, возите. Кто же вам мешает? Александр Жуков, видимо, не знает душещипательную историю про крупную корейскую компанию, которая согласилась везти груз через Россию, но потом поимела такие проблемы с таможней, что в другой раз предпочтет везти груз в Европу хоть через Австралию, лишь бы не сталкиваться с российскими рисками. Про политические гарантии нормальной работы транзитного коридора от чиновников пока ничего не слышно. Если же гарантий и четких правил не будет, никакой коридор не заработает.

Александр Жуков рассчитывает все-таки поднять долю технологичной продукции в поставках в Китай за счет теплового и гидроэнергомашиностроения, строительства атомных станций и продажи самолетов Ту-204, а также био- и нанотехнологий. Главное, чтобы для получения этих контрактов российское правительство окончательно не сдало всех остальных российских производителей. Ведь у китайцев очень дешевая рабочая сила и нет чиновников, которые постоянно сосут деньги из бизнеса.

ХОРОШО

Россия может стать самым удобным способом доставки грузов из Китая в Европу, если чиновники дадут транзиту гарантии.

ПЛОХО

Доля машин и оборудования в российском экспорте в Китай сократилась с 20% до 2%. Теперь Китай продает нам оборудование.

Журнал «Финанс.» №44 (181) 13-19 ноября, 2006 — Частная дума
Олег Анисимов, главный редактор «Ф.»

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.