Пятилетка – в четыре года?

– При наборе персонала мы рассматриваем кандидатов только с дипломом специалиста или магистра. Это связано с тем, что сейчас при пятилетнем обучении на начальных курсах студенты получают общую теоретическую подготовку, а специализация начинается с четвертого-пятого курса. Бакалавры проходят обучение в более сжатые сроки, что скажется на качестве обучения: мы можем получить выпускников либо только с теоретической подготовкой, либо, наоборот, с плохим знанием теории. Итогом таких изменений в образовании может стать дефицит квалифицированных специалистов в банковской сфере.Елена Астафурова, руководитель отдела кадров cтраховой компании “Стандарт-резерв”:

– Учитывая особенности страхового бизнеса, а также то, что квалифицированных специалистов по страхованию готовит небольшое число вузов, в отрасли сохраняется превышение спроса над предложением. Реформа высшего образования может привести к появлению большого числа специалистов по страхованию, подготовка которых вполне возможна в рамках бакалавриата. Но на практике работодателю важно не только образование соискателя, но и его деловые и личностные качества, опыт работы в данной сфере. Поэтому на рынке труда будут востребованы и магистры, и бакалавры.Владимир Загорулько, начальник отдела персонала страховой компании “Согласие”:

– Работодатели будут вынуждены подготовиться к переходу на двухступенчатое образование. Нужно корректировать должностные инструкции и наши ожидания под новые стандарты: либо брать только магистров, либо внутри компании доучивать бакалавров до нужного уровня. Меня настораживает следующая перспектива: поскольку магистратура в большинстве случаев будет платной, у вузов появится соблазн перенести наиболее престижные и востребованные курсы из программ подготовки бакалавров в магистратуру. Это приведет к девальвации бакалавриата как высшего образования, превращению ряда вузов в техникумы.

Университеты смогут избежать подобного сценария, если будут проводить мониторинг трудоустройства выпускников и адаптировать качество образования к требованиям рынка. Из-за сжатых сроков обучения это легче сделать в рамках системы “бакалавриат плюс магистратура”.

В новых условиях у вузов есть два варианта стратегии подготовки кадров: давать базовое образование, а “доводку” выпускников оставлять корпорациям либо готовить специалистов “под ключ”. Повысить качество образования можно за счет стажировок и работы, совмещенной с учебой. Получится синергия теории и практики. Работодатель же сможет присмотреться к кандидату. Новый Трудовой кодекс, защищающий права работников с частичной занятостью, способствует подобному решению проблемы.Анатолий Фомин, заместитель директора департамента организационного развития и персонала Росбанка:

– При подборе кандидатов мы расставляем приоритеты следующим образом: опыт работы соискателя, его личностные качества, образование.

Фундаментальные знания студентам должны давать вузы, практическое обучение могут взять на себя работодатели: у крупных компаний есть возможность предоставить студентам места для прохождения практики в своих подразделениях.Реформа будет проходить постепенно, поэтому, с одной стороны, работодатели успеют приспособиться к изменениям на рынке труда, с другой – на рынке еще долгое время будет достаточно специалистов, получивших классическое пятилетнее образование. Эти факторы делают дефицит кадров маловероятным.Михаил Пелехатый, ректор Института нейролингвистического программирования:

– Рынку в большом количестве требуются прагматичные, в хорошем смысле слова агрессивные специалисты узкого профиля и в меньшем объеме – профессионалы с широким кругозором. Главный плюс готовящейся реформы – переход нашей высшей школы на западную модель подготовки кадров. Она более гибко реагирует на потребности рынка. Однако недостаточно просто ввести две ступени высшего образования, необходимо изменить его содержание. Наши вузы скорее всего пойдут по более простому пути – “обрубят” пятый год обучения без изменения учебных планов. В этом случае реформа приведет лишь к падению качества образования: в рамках бакалавриата вузы будут выпускать некомпетентных специалистов.

Компаниям, как и сейчас, придется доучивать выпускников, повышать их квалификацию до приемлемого уровня.Алексей Сотсков, руководитель отдела по связям с общественностью стальной группы “Мечел”:

– На металлургических и горнодобывающих предприятиях наблюдается нехватка кадров среднего звена. Особенно это заметно в регионах. Дефицит специалистов вызван двумя причинами: многие выпускники работают не по специальности, технические вузы сократили объемы подготовки кадров для отрасли. Для того чтобы сократить нехватку специалистов, мы создаем на предприятиях внутренние программы обучения сотрудников. Так, на Челябинском металлургическом комбинате работает учебный центр, в котором 4600 человек ежегодно проходят обучение второй профессии. Также мы заключаем договоры с вузами и даем студентам возможность проходить практику на производстве. Металлургическое и горнодобывающее производство представляет собой сложный производственный комплекс, поэтому при наборе персонала основное внимание традиционно уделяется реальному опыту работы кандидата и в меньшей степени его образованию, к тому же на большинстве предприятий “Мечела” существуют курсы повышения квалификации.Ольга Пелехатая, генеральный директор медицинской компании “Асептика”:

– Я в первую очередь обращаю внимание на то, какой вуз окончил соискатель. В старейших вузах – медицинских и технических, в МГУ – система образования складывалась десятилетиями. Они дают студентам высокий уровень подготовки.

Качество образования зависит не от сроков обучения – подготовить квалифицированного специалиста можно и за три-четыре года. Дело в том, что устарели знания преподавателей вузов. Чтобы исправить ситуацию, надо кардинальным образом менять учебные планы и программы, всю систему образования, повышать квалификацию преподавателей.

Переход на две ступени высшего образования сам по себе не изменит ситуации, так как не затрагивает содержания обучения. Введение системы “бакалавриат плюс магистратура”, наоборот, может привести к ухудшению качества подготовки, например в медицинских вузах. l

Подготовил Всеволод БЕЛЬЧЕНКО

Журнал «Финанс.» № 38 (79) 11-17 октября 2004 – Образование

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.