Московские округа: где лучше жить

В рейтинге «Ф.» участвовали девять из десяти административных округов Москвы. Мы исключили Зеленоградский округ (ЗелАО), так как его «московская» прописка весьма условна: по сути это уже Подмосковье. Тихий Зеленоград, расположенный в 20 километрах от МКАД и в 40 километрах от центра Москвы, для жизни благоприятен во многих отношениях. Здесь, например, почти нет проблем с устройством детей в сады и школы. Вполне прилично организована продовольственная торговля, представлены сети бытовой техники?и одежды. Наконец, в Зеленограде можно заниматься спортом, отдыхать, ходить в кино. Однако все безусловные плюсы Зел­АО перечеркивает транспортный минус. Ежедневная дорога до центра Москвы (в самом округе устроиться на работу не так просто) становится пыткой или подвигом – кому как нравится. Именно поэтому сравнивать его с остальными территориями Москвы мы посчитали некорректным. По большому счету в Зеленограде, как в любом другом подмосковном городке, жить удобно только в том случае, если нет необходимости ежедневно из него выбираться.

Все относительно.з девяти административных округов Москвы самым удобным для проживания оказался Западный административный округ (ЗАО). Одним из важных факторов комфортности является уровень обеспеченности жителей округа детскими садами, школами, поликлиниками, больницами. Сразу отметим: в Москве мест в детсадах и школах не хватает давно и повсеместно, поэтому все сравнения относительны.

В ЗАО так же, как и в других девяти округах столицы, родители стоят в очереди, чтобы устроить ребенка в детсад, а школьные классы переполнены. Однако здесь ситуация все же менее критична.

Относительно благополучно в ЗАО и с обеспечением продовольственными магазинами в расчете на одну тысячу жителей. Согласно данным департамента потребительского рынка правительства Москвы, а также исследованиям рынка недвижимости, в ЗАО высокая концентрация гипер- и супермаркетов, а в целом суммарная площадь продуктовых магазинов в округе превышает 20 тыс. кв. метров. Аналогичная картина наблюдается только в Северо-Западном (СЗАО), Северо-Восточном (СВАО) и части районов Восточного (ВАО).

В лидеры ЗАО вышел в основном благодаря тому, что это сравнительно экологически чистый и транспортно доступный округ, несмотря на то что по площади зеленых насаждений он уступает ВАО и СВАО. Но в отличие от них, в ЗАО не так много вредных производств, а также районов, признанных экологами крайне неблагоприятными. Наконец, автомагистрали в ЗАО, на которых случаются пробки, все-таки забиты не так сильно, как вечно стоящие шоссе Энтузиастов (ВАО), Ленинградское шоссе и одноименный проспект, Дмитровское (САО), Ярославское шоссе (СВАО) и почти весь ЦАО.

Чем плох центр? ЦАО занял почетное третье место. Жить в этом самом дорогом во всех смыслах округе непросто. Социальная и городская инфраструктуры развиты неравномерно. Центр славится музеями, театрами, кинозалами и прочими культурными объектами, но этого недостаточно для жизни. Среди всех московских префектур (кроме исключенного Зеленограда) в ЦАО самая лучшая ситуация с детскими садами и школами. Но это относительный показатель, потому что государственные учреждения, как заявил недавно столичный мэр Юрий Лужков, могут вместить только половину проживающих в округе детей. Кроме того, в центре из 150 школ, многие из которых построены до революции, 87 нуждаются в срочном капремонте или вообще в реконструкции. Правительство в очередной раз озвучило программу строительства детских учреждений, однако, по расчетам самих же чиновников, полностью решить проблему удастся не ранее 2010 года.

Кроме того, все непросто в центре с продовольственными магазинами. По количеству продуктовых торговых точек ЦАО выглядит пристойно: 833 неспециализированных, специализированных и универсальных магазинов. Проблемы в другом: в основном это небольшие по площади и очень скудные по ассортименту магазины. То, что в ЦАО можно купить все остальное – от вполне демократичной модной одежды до Lamborghini последней марки, является слабым утешением.

Транспортная инфраструктура в ЦАО близка к коллапсу, что не может благотворно влиять на качество жизни. Чтобы передвигаться наземным транспортом в центре, нужны стальные нервы и огромное количество времени. Зато в центре можно спуститься в метро или в крайнем случае пройти пешком – расстояния не такие, как, например, в ВАО – самом большом по площади московском округе (155 кв. километров).

Но в то же время практически круглосуточная перегруженность магистралей центральных районов самым пагубным образом влияет и на экологическую обстановку в центре. Здесь уже несколько лет регистрируется самый высокий уровень загазованности атмосферного воздуха выхлопными газами. Не добавляет удобства с точки зрения окружающей среды и бесконечный шум от многотысячного транспортного потока. При этом центральные районы совсем не назовешь зелеными: есть только маленькие «точечки», наподобие Чистых или Патриарших прудов.

В общем, нужно очень любить бурную и не домашнюю жизнь мегаполиса, чтобы потратить от $300 тыс. на покупку в ЦАО небольшой (55 кв. метров общей площади) 3-комнатной квартиры.

Журнал «Финанс.» №10 (245) 10 марта — 16 марта 2008 — Недвижимость
Надежда Брешковская

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.