О пользе финансовых инструментов

На прошлой неделе Олег Тиньков позвонил в банк “Зенит” и сообщил о своем решении отказаться от запланированного размещения облигаций. Предприниматель хотел взять в долг 1 млрд рублей на три года с тем, чтобы рефинансировать привлеченные ранее кредиты на строительство пивоваренного завода, а также раскрутку пивных марок “Тинькофф” и “Т”. К отказу от займа Олега Тинькова могло подвигнуть только одно событие – продажа бизнеса.

После сделки c Sun Interbrew бизнесмен может вздохнуть спокойно. Над ним не только перестанет довлеть долг примерно в $100 млн (крупнейший кредитор – тот же “Зенит”). Он оставит себе перспективную сеть ресторанов (крупным пивоваренным компаниям она не нужна) и много свободных средств (по оценке “Ф.”, порядка $150 млн) для развития нового бизнеса.

Не в последнюю очередь к такому успеху привело грамотное использование финансовых инструментов. Совсем недавно, еще в 2002 году, оборот компании “Тинькофф” составлял всего $8 млн. Но в апреле 2003 года специально созданная компания “Тинькофф-инвест” умудрилась привлечь от размещения облигаций 400 млн рублей (почти $13 млн). Половина денег пошла на оплату старых долгов, вторая половина – на расширение производства.

Инвесторы хорошо заработали на облигациях: доходность бумаг в рублях составила 17% годовых. Кроме того, доллар при размещении стоил 31,1 рубля, а через два года – 27,7 рубля. Из-за укрепления рубля инвесторы получили на $1,5 млн больше. Но дороговизна займа не пугала Олега Тинькова: его целью был рост продаж бутылочного пива. Сначала он увеличил мощности своего небольшого завода, а осенью 2003 года решился на строительство настоящего крупного пивзавода. Ставка опять была сделана на заемные ресурсы.

Олег Тиньков договорился о строительстве завода мощностью 200 млн литров за $80 млн. При этом важным преимуществом завода стала возможность быстрого удвоения мощности за счет относительно небольших инвестиций ($20 млн).

Для строительства помимо простых банковских кредитов он использовал такие инструменты, как векселя и товарный кредит немецкого поставщика оборудования. Весной 2004 года предприниматель оценивал свой бизнес уже в $100 млн, планировал преобразовать его в ОАО и рассматривал для привлечения инвестиций такие способы, как продажа пакета венчурному инвестору, частное размещение акций, а впоследствии – публичное предложение акций (IPO). Но этим планам не суждено было сбыться.

Зато Олег Тиньков вел предпродажную подготовку для стратегического инвестора: он вывел весь ресторанный бизнес в отдельную структуру, запустил молодежный пивной брэнд “Т” и анонсировал планы по созданию к 2007 году сети из 100 “Т-баров”. Для этого понадобится $25 млн. И именно на такую сеть, как новую сферу приложения усилий, сделал ставку Олег Тиньков. Он считает, что “рост ресторанного направления компании не ограничен, так как рынок совершенно свободен”. Действительно, финансовый успех сети “Кружка” свидетельствует о том, что идея Олега Тинькова увенчается успехом. По его прогнозам, совокупный оборот ресторанного бизнеса превысит в 2007 году $100 млн. Это примерно вдвое больше, чем показывают сейчас все заведения Аркадия Новикова. Интрига же заключается в том, что у Олега Тинькова от продажи пивного бизнеса останется еще немало денег, которые он тоже захочет вложить в какой-то привлекательный бизнес. А самое главное – он сможет спокойно вздохнуть: жизнь в долг закончилась. По крайней мере до появления очень крупных проектов.

Иногда стоит пожить в долг для будущего финансового благополучия.

Журнал «Финанс.» № 21 (111) 6-12 июня 2005 – Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.