В апреле нынешнего года Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил упростить легализацию накопленных за границей капиталов граждан. Правительство и депутаты Госдумы дружно поддержали инициативу, посчитав, что данный шаг не только поспособствует притоку инвестиций и повысит уровень доверия между бизнесом и властью, но и облегчит решение главной задачи — удвоение ВВП.
На минувшей неделе правительство одобрило представленный главой Минфина Алексеем Кудриным проект об упрощенном порядке декларирования некогда «сбежавших» капиталов, который предполагается осуществить с 1 января до 1 июля 2006 года. Проект предусматривает возможность для граждан перевести свои средства, лежащие на зарубежных счетах, в российские кредитные организации, предварительно подав налоговую декларацию и заплатив 13-й налог (не исключено, что размер налога изменится в сторону снижения — до 7%). После этого, по словам министра финансов, «обеленные» средства можно будет свободно использовать по своему усмотрению, не опасаясь прихода налогового инспектора. Более того, Минфин не исключает и имущественной амнистии.
Одобренные правительством инициативы Минфина будут уже в ближайшее время внесены в Госдуму, которая за время осенней сессии скорее всего примет соответствующий законопроект. «Все это несколько оздоровит ситуацию, позволит легализовать зарплаты, снизить беспокойство граждан при крупных покупках и использовать средства как для собственного потребления, так и для инвестирования в малый бизнес или акции», — полагает Алексей Кудрин. Можно было бы порадоваться за россиян, которые получат возможность вернуть и использовать свои средства на родине, однако практическая реализация этого проекта представляется пока весьма смутно.
Во-первых, обещание не трогать возвращенные капиталы — это отнюдь не гарантия от визита налогового инспектора. Пока не ясно, как новый проект будет согласовываться с положениями налогового законодательства и законом об отмывании. Чтобы от амнистии был эффект, необходимо юридически исключить возможность репрессий.
Во-вторых, весьма сомнительно, что амнистия капиталов оздоровит ситуацию в обществе. Фактически ее проведение станет наказанием для тех, кто исправно платил высокие налоги раньше, и будет провоцировать в дальнейшем к уклонению от налогов добросовестных налогоплательщиков.
В-третьих, какой смысл переводить деньги в российские банки, если они могут спокойно оставаться и использоваться за рубежом, где нет таких рисков, как на родине?
В-четвертых, ни для крупных компаний, ни для подавляющего большинства населения амнистия не сыграет никакой роли. Для первых перевод капиталов при разнообразии схем и возможностей никогда не вызывал затруднений. Кроме того, сомнительно, что те, кто вывел свои деньги за границу, ринутся возвращать их обратно в Россию. Для вторых амнистия бесполезна по одной простой причине — им нечего переводить. Те же, чьи нетрудовые доходы действительно могут оказаться в офшорных зонах, например нечистоплотные чиновники, вряд ли вернут их по первому призыву президента.
Журнал «Финанс.» №29 (119) 15-21 августа 2005 — Государство
Александр Потапов a.potapov@finansmag.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.