MBA: ищите место

Похожи, но не идентичны. Бизнес-образование придумали американцы и сделали MBA-программы популярными во всем мире. У старейших штатовских школ столетняя история, тогда как их европейские коллеги могут похвастаться лишь полувековым опытом преподавания: швейцарская IMD открылась в 1946 году, французская INSEAD — в 1958-м, британская LBS — в 1965-м. Все они поначалу были более или менее успешными копиями американских школ. Российское же бизнес-образование лишь недавно выпрыгнуло из детских штанишек, только готовится отметить совершеннолетие и пока очень зависимо от своих западных прародителей.

Но эти исторические критерии не должны довлеть над вами при выборе образовательного региона. Специалисты уверяют: глобализация делает свое дело и национальные различия в системах подготовки управленческих кадров постепенно нивелируются. И все-таки и американские, и европейские, и российские программы имеют очевидные отличительные особенности, их-то и стоит досконально изучить, прежде чем остановить выбор на конкретном учебном заведении.

В США наиболее распространены классические двухгодичные Full-time MBA-программы (от англ. «полная занятость»), где вы не сможете работать учась, и вообще вся ваша жизнь скорее всего будет сосредоточена в стенах школы: здесь вы будете общаться, развлекаться, заниматься спортом, искать работу и только летом выберетесь на стажировку. Слушатели американских бизнес-школ чаще всего набираются опыта в местных компаниях или крупных международных организациях, базирующихся в США. Первый год учебы посвящается освоению базовых бизнес-дисциплин, второй — специализации за счет самостоятельного выбора интересных вам курсов.

Крупнейшие американские школы — это серьезная научная база, преподаватели-звезды, гостевые спикеры, которых приглашают с целью поделиться опытом или прочитать курс лекций, — сплошь знаменитые бизнесмены, политики, общественные деятели. Это повышенное внимание к социальной и благотворительной сфере, жесткий отбор кандидатов, ветвистая сеть выпускников, готовых помочь советом и делом, и, конечно, брэнд, известный во всем мире. «Главными факторами, определяющими востребованность выпускника той или иной бизнес-школы, сейчас являются конвертируемость диплома, то есть насколько он ассоциируется у работодателя с высокими стандартами качества, и котировка школы — какое впечатление окажет статус сотрудника на клиентов и партнеров компании. C этой точки зрения выигрывают ведущие бизнес-школы США, так как их дипломы котируются во всех регионах, тогда как дипломы европейских школ конвертируемы только в пределах евроазиатских континентов», — отмечает консультант Newton Advice Bureau Ярослава Мальцева-Гринфельд. Но у заокеанских бизнес-школ есть и не столь привлекательные особенности: восприятие национального бизнеса как мирового и единственно интересного; нескрываемая любовь к лидерам и индивидуалистам; конкуренция как базовый принцип взаимоотношений между слушателями. Командообразованием и кооперацией, как правило, не занимаются. За этим отправляйтесь в Европу.

Начав с подражания, бизнес-школы Старого Света очень скоро предложили слушателям отличный от «первоисточника» продукт, гораздо более удобный и грамотный, в особенности в сегодняшнем стремительно меняющемся мире, — короткую, одногодичную программу MBA. Два года отсутствия в реальном бизнесе не проходят бесследно, подчас требуется немало времени на повторную адаптацию. Европейские программы отличаются не только сжатым временем обучения, но и насыщенностью, а также иным наполнением курсов. На базовые дисциплины время не тратят, начинают сразу со специализированных. Стажировки, как правило, проводятся в разных странах, европейских, азиатских, африканских, что позволяет слушателям познакомиться с разнообразными бизнес-культурами. Еще одна сильная черта — многонациональный состав слушателей. «Задача бизнес-образования в США — постоянное воспроизводство сложившихся моделей и образцов ведения бизнеса. Отсюда достаточно жесткая регламентация и небольшая гибкость как на уровне конкретных профессионалов, так и системы в целом. Задача европейского бизнес-образования — принимать нестандартные управленческие решения, многие из которых должны быть ориентированы не на сегодняшний день, а на бизнес-модели будущего», — говорит президент «Квазар-Микро» и выпускник INSEAD Евгений Уткин.

В российских школах в основном представлены двухгодичные программы, но обучение на них проводится в модульном, очно-заочном или вечернем формате, и слушатели могут совмещать учебу с работой. С одной стороны, это трудно, с другой — не нужно покидать дом, семью, тратиться на переезд и проживание обычно не в самых дешевых городах и странах, а главное — бросать работу. Это первый очевидный плюс, второй — нацеленность на местную бизнес-специфику. Вице-ректор школы бизнеса «Мирбис» Елена Зубкова развивает эту мысль: «Главное отличие лучших российских программ МВА заключается в их определяющей ориентации на национальный контекст бизнеса. Отечественная деловая среда слишком молода и имеет множество индивидуальных особенностей. В России сложилась своеобразная корпоративность, которая не совсем подходит для выпускников западных бизнес-школ. Именно поэтому они с таким трудом приживаются в российских компаниях, если не имеют опыта работы в российской корпоративной культуре, которая и сама еще находится в процессе бурного формирования».

Вам — туда. Когда же нужно ехать за бизнес-степенью в США, когда стоит присмотреться к европейским школам, а когда следует выбирать программу в России? «Все зависит от того, как человек видит свою дальнейшую карьеру, — считает руководитель отдела по работе с образовательными организациями Begin Group Анна Рубальская. — Степень, полученная в США или Европе, повышает шансы трудоустройства за рубежом, кроме того, будет хорошим преимуществом при трудоустройстве в западную компанию, работающую в России, и окажется полезной для тех, кто планирует активно сотрудничать с партнерами-иностранцами». «В США стоит ехать, если вы планируете кардинально менять свою специализацию, а также думаете о работе в данном регионе. В Европу же лучше поехать для углубления своей специализации. Кроме того, нужно задать себе вопрос, где вы хотите работать. Все должно быть по принципу «где зарабатываем, там и тратим»», — дополняет исполнительный директор MBA Strategy Дмитрий Бондарь. Если в планах развития карьеры нет переезда или длительного проживания за рубежом, то, возможно, оптимальным решением будет получать MBA в России. Помимо более низких расходов это даст полезные связи в той бизнес-среде, где вы намерены продолжать работать.

Интересную точку зрения высказал Евгений Уткин: «Если российский менеджер планирует свое будущее на 10 лет вперед, я бы рекомендовал ему ехать в США, если на 20 лет — в Европу. Но ни для кого не секрет, что большинство из россиян хочет, чтобы наши дети учились именно «у нас» — ведь здесь и выстроенная система, и высочайшая квалификация преподавателей, и практический опыт специалистов, прошедших в бизнесе за короткое время путь нескольких поколений. У нас образование всегда было стороной сильной. Если на Западе не всегда признавали российские дипломы, то всегда ценили российских специалистов. Не зря профессор Северо-Восточного университета штата Миссури Денис Ливенс еще три года назад сказал американским слушателям на лекции: «Если думать — то в Европу, если делать — то в США, если и то, и другое — то в Россию».

Журнал «Финанс.» №2 (139) 16-22 января 2006 — Образование
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.