Афиша. 26 января – 1 февраля 2004

Кино. Готика – это что-то жутковатое, черное, с алыми разводами. С непременными элементами мистики. С леденящей душу музыкой, истеричными всхлипами дождя и разрядами молний. Все это будет и в одноименном триллере французского режиссера Мэтью Кассовица, который выходит в московский прокат 29 января.

Миранда Грэй (Халли Берри) работает психиатром в клинике для душевнобольных преступников. Сложная и интересная работа захватывает, тем более что она всегда может рассчитывать на поддержку любимого мужа-начальника. Но среди ее пациентов оказываются странные и страшные люди, например жестокая убийца с пронизывающим до костей взглядом, роль которой досталась Пенелопе Крус. Потом случится страшное, и жизнь Миранды повернется на 180 градусов: однажды она сама очнется пациенткой тюремной психушки. Память о жуткой ночи и пролитой крови полностью сотрется из ее памяти. Останется лишь навязчивое и необъяснимое видение…

Другая страшилка этой недели – картина “28 дней спустя” от режиссера Дэнни Бойла и создателей фильмов “Пляж” и “На игле”. Агрессия как воплощение мирового зла. Насилие как смертельная болезнь. Ярость как чудовищный вирус, который проникает в душу и кровь.

Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Группа ученых, проводя опыты на приматах, пытается создать лекарство от агрессии. Тем временем отряд “зеленых” активистов проникает в лабораторию, чтобы вызволить несчастных замученных обезьян. Вырвавшиеся из заключения звери оказываются пораженными опасным вирусом и бросаются на непрошеных освободителей. Все остальное будет происходить 28 дней спустя….

…Опустевшая больничная палата. Церковь, наполненная грудой мертвых тел. Толпы людей с безумными лицами и налитыми кровью глазами. Страшный вирус насилия, передающийся через кровь, захватил всю Англию, и чудом уцелевшие герои фильма – Селена (Наоми Харрис), Марк (Ноа Хантли) и курьер-велосипедист Джим (Силлиан Мерфи) решают уехать в Дептфорд, где живут родители Джима. Убежать от опасности, понятное дело, у них не получится…

Выставки. В Третьяковке идет “Триалог”. В рамках проекта “Третьяковские встречи” в беседу вступили фотографы Валерий Сировский, Лев Мелихов и помощник президента по информационной политике Сергей Ястржембский, который, оказывается, тоже всерьез увлекается художественной фотографией. Последний факт выявился совсем недавно, в ноябре 2003 года, когда политик удивил Москву персональной выставкой, приуроченной к 50-летию. Учитель Сергея Ястржембского – не кто иной, как нынешний сосед по выставочному стенду, известный фотограф Лев Мелихов. Последний взял в руки фотоаппарат в день своего восьмилетия и с тех пор с ним не расставался. Третий участник фотовыставки, Валерий Сировский, пришел в фотографию из кино. Не только ассистент режиссера, но и актер, он снимался в фильмах Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Михаила Калатозова, проработав на “Мосфильме” тринадцать лет. “Триалог” будет продолжен на языках Европы: после экспозиции в Третьяковке работы Льва Мелихова, Валерия Сировского и Сергея Ястржембского отправятся в международное турне.

С 28 января по 25 февраля в столичной галерее “Файн Арт” будет проходить выставка работ художника и графика Бориса Свешникова. В его судьбе все случилось примерно как в известном стихотворении Даниила Хармса: “Из дома вышел человек… и с той поры исчез”. 9 февраля 1946 года 19-летний студент художественного училища вышел за керосином в соседнюю лавочку. Вернуться домой он смог лишь через 10 лет. Борис Свешников был осужден по сфабрикованному обвинению в подготовке покушения на Сталина. После года тюрьмы, допросов в застенках Лубянки – лагерь особого режима в Республике Коми. На второй год лагерной жизни у Бориса Свешникова началась дистрофия. На него махнули рукой – не жилец. Спас Николай Тихонович – геолог из администрации лагеря, сам бывший заключенный. Его стараниями художник был переведен в другое место и назначен ночным сторожем при деревообрабатывающем заводе. Тут-то и появилась возможность рисовать.

Картины Бориса Свешникова – затягивающий синий омут, пронизанный холодным светом смерти. Как ни странно, в них почти нет лагерных ассоциаций. По свидетельству еще одного заключенного, Андрея Синявского (писателя Абрама Терца), только знающий “присмотревшись, различит кое-где частокол, помойки, бараки, тюрьму: кто-то уже повесился, а кто-то просто сидит и ждет своего срока”. На московской выставке будет представлена живопись лагерного и послелагерного периода жизни художника и графика 70-90-х годов.

Сергей Шутов, известный широкой публике как художник-постановщик культового фильма времен перестройки “Асса”, предлагает спуститься в мир московской “подземки” и повстречать там… “Минотавра”. А посмотреть одноименное произведение в жанре видеоарта можно в столичной XL-галерее.

Мифический монстр, оказывается, не исчез с падением Эллады, а просто переместился во времени и пространстве. Впрочем, в подземелье метро, как в сказочных кривых зеркалах, можно увидеть все, что угодно. Скорость вызывает головокружение, объекты изображения сменяются один за другим, и не стоит здесь уповать на привычную логику. Зрителям предстоит настороженно передвигаться по закоулкам лабиринта, теряясь, сбиваясь в сторону, испытывая панику, предчувствуя опасность навсегда запутаться в визуальных шарадах. Согласно легенде, лабиринт ведет к логову чудовища – человека с головой быка, который безжалостно пожирает своих жертв. И хотя в обители Минотавра всегда царит мрак, камера Сергея Шутова все-таки покажет нам “свет в конце тоннеля”. Им окажется режущий глаза прожектор приближающегося поезда.

Музыка. 30 января Максим Венгеров, один из самых высооплачиваемых скрипачей мира, дает концерт в Большом зале консерватории. Событие, которое происходит не так уж и часто: в 16 лет уроженец Новосибирска покинул пределы России и с тех пор собирает переполненные залы по всему миру. Нынешний концерт, на котором аккомпанировать скрипачу будет пианист Фазиль Сай, пройдет в рамках мирового турне, которое стартует в Берлине за два дня до московского концерта, а завершается в Нью-Йорке в Карнеги-холле 19 марта.

Международная карьера 29-летнего музыканта началась в 1990-м после победы на престижном конкурсе скрипачей им. Карла Флеша. Среди содержимого его увесистой призовой копилки – две номинации на “Грэмми” и четыре Gramophone Award UK. Но, наверное, самая большая награда для музыканта – предоставленная ему скрипка работы Страдивари, которая еще помнит руку великого Рудольфа Крейцера.

Театр. Оказывается, Пушкин – “все” не только наше. К произведениям светила русской поэзии неравнодушны, например, японцы. Не меньший восторг вызывает у них и музыка Чайковского, а точкой пересечения двух имен становится, разумеется, “Евгений Онегин”. Впрочем, прочитывают они его отнюдь не в привычном русскому уху оперном варианте: балетная труппа “Шамбр Вест” предлагает оригинальную пластическую версию знаменитого романа в стихах. Посмотреть, как будет выглядеть пресловутое “Я к вам пишу: чего же боле” в переложении на язык японского балета, можно будет с 26 по 28 января в театре “Новая опера”.

Название театра “Шамбр Вест” переводится на русский язык как “западная комната”: именно на западе от центра Токио, в Хачиодзи, находится репетиционная база труппы. “Шамбр Вест” был создан в 1989 году по инициативе Юрико Кавагучи и Хироаки Имамура (нынешний художественный руководитель труппы), двух ведущих японских солистов. “Татьяна”, а именно под таким названием балет входит в репертуар театра, уже был удостоен Гран-при на Фестивале искусств, организованном по инициативе Департамента культуры Японии. Любопытно оформление спектакля: костюмы воссоздают моду пушкинской эпохи, а действие сопровождается спецэффектами.

Журнал «Финанс.» № 3 (44) 26 января – 1 февраля 2004 – Отдых

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.