Его прекрасная биржа

В пятницу президент компании «СТС Медиа» Александр Роднянский звоном колокольчика символически закрыл торги в американской биржевой системе NASDAQ. В ходе IPO он лично продал часть акций компании более чем за $40 млн, а оставшийся у него пакет оценивается примерно в $100 млн. Его пример — новая красивая история успеха. Причем не только для медиаотрасли. И не только для России.

Обратно — в менеджеры. К своему финансовому триумфу Александр Роднянский шел всего четыре года. Он доказал: иногда, чтобы добиться большего, даже собственнику стоит стать менеджером чужого, в сущности, проекта. Многие ли из чопорной когорты собственников способны на такое? На Украине Александру Роднянскому принадлежал крупный пакет телеканала «1+1», однако он не счел зазорным в мае 2002 года откликнуться на предложения акционеров СТС и стать гендиректором канала с договоренностями по доле в бизнесе.

Затем он правильно расставил приоритеты — СТС стал позиционироваться как исключительно развлекательный канал. Качественная попса. И в этом оказалась его сила. Телевидение перестало быть площадкой для интеллектуального самовыражения (его место заняли интернет и печатные СМИ), и СТС эту тенденцию прочувствовал лучше других. Раньше самую качественную аудиторию держал телеканал НТВ за счет независимых точек зрения и «высокой аналитики». Но когда все это пропало, думающая публика стала считать телевизор лишь средством развлечения. Какой смысл делать что-то умное, если продвинутый зритель уже не доверяет ТВ, а тот, кто доверяет, — не поймет ничего сложнее новостей на федеральных каналах? На СТС Александр Роднянский стал не тиражировать готовых звезд, а делать собственных. «Моя прекрасная няня» — лучший пример. Рейтинг вырос, аудитория улучшилась, а по стоимости минуты рекламы СТС обошел «Первый канал».

Наконец, запуск телеканала «Домашний» в 2005 году стал шагом, которого ждали многие рекламодатели: в одном месте оказалась сконцентрирована в основном женская аудитория, как правило, принимающая решения о мелких покупках для домашних нужд. В результате «СТС Медиа» растет быстрее, чем рынок телевизионной рекламы в целом. По итогам 2005 года «СТС Медиа» попала в рейтинг быстрорастущих компаний «Ф.» (стр. 34).

Теперь о подробностях IPO. Поначалу акционеры «СТС Медиа» совместно с организаторами Morgan Stanley, Deutsche Bank Securities и J.P. Morgan рассчитывали продать акции по цене $16-18 за штуку, но перед размещением решили не жадничать и снизили диапазон до $13,5-15,5. Ведь сразу несколько компаний, ведущих бизнес в России, торгуются сейчас гораздо ниже цены размещения на IPO, что негативно сказывается на отношении инвестиционного сообщества как к этим компаниям, так и к российскому рынку в целом. Размещение прошло даже ближе к нижней границе диапазона — по $14 за акцию, из которых по $0,72 получили банки-организаторы. $95,5 млн привлекла сама «СТС Медиа», $232,6 млн — ее акционеры. Помимо Александра Роднянского это, в частности, фонды под управлением Baring Vostok Capital Partners (они продали 6,5 млн акций вместо планировавшихся для верхнего диапазона 11,2 млн) и один из офшоров «Альфа-групп».

После размещения цена акций СТС взметнулась до $16-17. Это означает, что компания в целом стала стоить порядка $2,5 млрд, а оставшийся в распоряжении Александра Роднянского пакет размером в 4% оценивается примерно в $100 млн. $2,5 млрд — грандиозная капитализация для компании, выручка которой по итогам 2005 года составляла всего $237 млн. Не сомневаюсь, что многие из читающих этот текст собственников с легкостью продали бы бизнес за сумму, эквивалентную 3-4 годовым выручкам. А за 10 выручек (как это частично сделали акционеры СТС) продали бы, наверное, все.

Журнал «Финанс.» № 21 (158) 5 июня – 11 июня 2006 — Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор