Борис КУЗЫК, генеральный директор холдинговой промышленной компании «Новые программы и концепции» (НПК)
Для нормального развития бизнеса, экономики, я считаю, «оборонке» нужно дать больше свободы. Решение, которое недавно принял президент относительно экспорта запчастей к системам вооружений непосредственно производителями, как раз поможет решению этого вопроса.
По форме собственности предприятия «оборонки», входящие в ведущий «несырьевой» сектор экономики, распределяются приблизительно в равной пропорции: чисто государственные, со смешанной формой и частные. Роль государства, как я понимаю, в том и состоит, чтобы сформулировать эти правила и следить за их неукоснительным соблюдением. С правительством частники вполне могут сработаться. Взять хотя бы холдинг «Новые программы и концепции». Не так давно наша компания подписала трехстороннее соглашение с коломенским Конструкторским бюро машиностроения (КБМ) и Ковровским механическим заводом (КМЗ). КБМ является государственным предприятием и разработчиком таких изделий, как переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла», противотанковая управляемая ракета «Атака», и др. Эти изделия и их компоненты производятся на входящем в холдинг частном предприятии — КМЗ. НПК инвестировала несколько десятков миллионов рублей в реструктуризацию предприятия и создание новых производственных комплексов. Инициатива получила поддержку Российского агентства по обычным вооружениям, Минобороны — главного заказчика и «Рособоронэкспорта» как ведущего экспортера.
Андрей ЦЫГАНОВ, заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Чтобы реанимировать российский авиапром, который может стать «инновационным» стимулом для всей экономики, предложено создать единую самолетостроительную корпорацию.
К предложению я отношусь как к бизнес-идее. Если бизнес считает, что такая компания будет эффективна, что в нее можно вкладывать инвестиции и они будут получены в приемлемый срок, то это вполне здравая мысль. Возрожденный авиапром, конечно, не выведет всю экономику на новый уровень, но, безусловно, будет этому способствовать.
Понятно, что «чисто» российского самолета скорее всего создать не удастся. В качестве национальной идеи — давайте построим наш самолет, у которого будет наш планер, наши двигатели, наша авионика, даже наша обивка на креслах и т. д. — такое предложение не выдерживает критики. Иностранные компании, кстати, не ставят нам непреодолимых барьеров, не дистанцируются от нас. Самолет или любой другой высокотехнологичный продукт — это результат кооперации в глобальной экономике. Является ли, например, «чисто» российским самолетом Ил-96, на котором стоят американские двигатели? Ясно, что нет, хотя двигатели — это половина его стоимости.
Евгений КУРГИН, генеральный директор страховой компании «РОСНО»
Вопрос прозрачности компаний имеет огромное значение, наверное, для всей российской экономики. Когда вы обращаете внимание на какое-то предприятие или компанию, в первую очередь вас интересует — а как они работают? Есть ли у предприятия прибыль, каковы расходы на содержание, на что оно тратит деньги и как их зарабатывает? Все эти вопросы сегодня большей частью скрыты, и не только от глаз конкурентов. Но решение проблемы возможно. Один из путей — перевод российской бухгалтерской отчетности на международные стандарты. Международные стандарты заставят руководство компаний посмотреть по-новому на то, что представляет собой бизнес в самих компаниях.
Если вы эту отчетность напечатаете, то все люди, которые контактируют с вами или общаются, увидят, как вы работаете. Потому что в российской бухгалтерской отчетности многое скрывается за такими заборами, что обнаружить реальность могут только налоговые проверки, которые продолжаются по два-три месяца. Поэтому путь только один — переход на международные бухгалтерские стандарты. Банки сделают это уже в 2004 году. Я думаю, что страховые компании, по сути своей работая как финансовые структуры, недалеко ушли от банков, и переход их на МСФО надо осуществлять почти одновременно с банками. 2005 год для этого был бы наиболее оптимален, на мой взгляд.
Журнал «Финанс.» № 10 (05-11 мая 2003) — Экономика
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.