Инвесторы против пиратов

Закупка программного обеспечения (ПО) в отечественных организациях постепенно становится весомой статьей расходов. И приближается к европейским стандартам, когда 50% затрат приходится на технику, а другая половина — на программы. Однако лицензирование ПО в России приобрело свои самобытные черты. И зачастую в этот термин вкладывают иной смысл, нежели в других странах. В России вопрос лицензирования практически всегда приравнивают к понятию «легализация». То есть дальнейшему «белому» использованию уже имеющегося ПО. После начинается торг с правообладателем относительно того, что подлежит лицензированию и на каких условиях.

Силой слова. Большинство иностранных разработчиков в России, которые пытались доказать свою правоту, больше не обращаются к правоохранительным органам за помощью. «Вендоры стали действовать методами убеждения, а не принуждения, — размышляет Виктор Попов, директор отделения платформенного ПО департамента системных решений IBS. — И это оказалось гораздо более эффективным». Об успехах борьбы с пиратством рапортует и Microsoft. Так, по данным российского представительства компании, на российском рынке с июля 2004 года по июнь 2005-го доля персональных компьютеров, проданных с пиратскими копиями Windows, составила 60% — на 12 процентных пунктов меньше, чем за аналогичный период в 2003-2004 годах. Схлынул вал громких претензий, например, по поводу использования нелицензионных программ в дочерних компаниях «Газпрома» или РЖД. Уровень «лицензионных» дел снизился до розничной торговли компьютерами, когда пиратское ПО устанавливается непосредственно в магазинах.

Вендоры понимают, что крупных компаний не так уж и много. И стали работать с ними как с VIP-клиентами. Например, Microsoft выделяет специальных сотрудников, которые «ведут» большие компании и ведомства. Этот менеджер пытается узнать реальную картину у заказчика. Он наблюдает за ним, принимает участие в различных конференциях, где выступают и делятся успехами его представители, черпает сведения из открытых источников. На основании косвенных данных или прямых сведений о поставках техники менеджер делает вывод об уровне использования ПО в организации. Если проблемы с лицензированием на предприятии до сих пор не решены, то практически ежедневно к клиенту станут приходить сотрудники Microsoft. Они будут утверждать, что в компании используются пиратские программы, и называть примерный объем. Как правило, клиент не выдерживает длительного общения и заключает сделку по лицензированию. Разумеется, такая «точечная» работа окупается только по отношению к крупным компаниям. Поэтому на малом рынке регулятором продолжает выступать Управление «К» Министерства внутренних дел. Особенно активно оно действует среди небольших сборщиков ПК и магазинов по торговле компьютерами.

Однако давление правообладателей лишь один из факторов, заставляющих компании лицензировать программное обеспечение. Свою роль играет их желание «красиво выглядеть» в глазах зарубежных инвесторов. По словам Виктора Попова, практически все компании, проводившие первичное размещение акций на бирже (IPO), озадачивались проблемой использования пиратского ПО. «Конечно, нет прямых указаний к тому, что компания обязана лицензироваться перед IPO, — рассказывает эксперт. — Однако эмитент обязан быть прозрачным и провести аудит. После проверки всегда видно, какова доля пиратского программного обеспечения». Вообще, любой случай, когда компания сталкивается с международными финансовыми кругами, например размещение еврооблигаций или кредит Всемирного банка, значительно влияет на отношение руководства к нелицензионному ПО. Иностранное кредитное учреждение ни за что не поверит, что при использовании большого количества техники компания ни копейки не потратила на программное обеспечение. Конечно, вряд ли из-за этого банк не даст денег, зато у него появится повод повысить процентную ставку по кредиту.

Программный аудит. При классическом лицензировании компании первым делом проводят проверку. По ее итогам принимается решение о том, какое количество лицензий необходимо приобрести. После этого проводится периодический аудит, который показывает, сколько реально используется копий ПО и какое количество лицензий нужно дозакупить. При этом формируется план закупок, в котором делается прогноз применения программного обеспечения в организации.

Сложность, а соответственно стоимость подобного аудита зависит от размеров компании и ее территориальной распределенности. Так, проверка крупного холдинга, включающего в себя большое количество предприятий, оценивается в $15 тыс. Особенно тяжело подсчитать точное количество рабочих мест и лицензий в крупных учреждениях или на заводах. Такой аудит включает в себя применение специального программного обеспечения для определения числа копий ПО, а также физический поиск лицензий — проверяющий смотрит, как они проведены через бухгалтерию. Аудитом ПО обычно занимаются партнеры правообладателя.

Однако в российской действительности подобная проверка проводится крайне редко. Так, в МДМ-банке «Ф.» заявили, что не видят смысла в аудите по отношению к лицензированию, а Юлия Остроухова, пресс-секретарь сотового оператора «Вымпелком», рассказала, что отдельную ситуацию для каждого из видов программного обеспечения помогали оценивать его поставщики. Обычно аудит заказывают относительно небольшие компании, для них его стоимость начинается от $2 тыс. Крупные холдинги скупятся и работают с погрешностью в несколько процентов. Для определения числа копий установленного ПО они используют информацию из смежных областей. Например, смотрят данные по количеству компьютеров, сотрудников в подразделении. Но в любом случае точное число лицензий угадать невозможно: ведь каждый день увольняются и приходят новые сотрудники.

Плата за лицензию. Затем наступает этап закупки лицензий. На этой стадии возникают проблемы с тем, что у каждого производителя свои, довольно сложные и запутанные лицензионные программы. Даже если компания желает легализовать минимальный джентльменский набор (антивирус, база данных, операционная система и офисные продукты), ей придется обратиться как минимум к трем поставщикам. В пору запутаться в предлагаемых ими программах, особенно если учесть, что по каждой из них могут существовать предложения, действующие ограниченный период времени. Например, у Microsoft (чаще всего лицензируются продукты именно редмондской корпорации) существует программа, по которой не предусматривается никаких преимуществ. Есть OEM-лицензии — по ним ПО устанавливается еще на заводе по сборке компьютерной техники. Наталья Цыпленкова, руководитель отдела программ лицензирования компании Microsoft, рассказала «Ф.», что для корпоративных пользователей предусмотрены программы, по которым лицензии приобретаются в постоянное пользование и оплачиваются единовременно. Минимальный заказ начинается от пяти штук, а крупным клиентам предоставляются дополнительные скидки. По другой программе лицензии можно приобрести в рассрочку. При этом оплата производится тремя частями в течение трех лет. Существует возможность взять ПО в аренду и ежегодно оплачивать его пользование. Есть разновидности этих программ для госструктур, образовательных и медицинских учреждений, интернет-кафе.

Пока отечественные компании могут лицензироваться на более выгодных условиях, нежели их европейские коллеги. Цены на ПО в России постепенно выравниваются с западными, но пока его можно приобрести на 20-25% дешевле. Для корпоративных заказчиков стоимость лицензий еще на 15% ниже. Наконец, существует зависимость цены одной лицензии от объема закупки. Так, у Microsoft существуют ценовые уровни. Предприятие с числом пользователей от 15 тыс. человек получит существенную скидку (20-30%). Другие уровни — до 2,5 тыс., до 6 тыс. и до 15 тыс. копий ПО. Стоимость лицензий для каждого из них отличается на 7-10% в зависимости от вида продукта. Но опять таки могут быть нюансы. «Например, лицензирование на основании прогноза, — рассказывает Виктор Попов. — Компания может представить план объемов закупки на два года, подписаться под ним. Приобретать она будет и не фактически количество лицензий, а заявленное». Подобную программу предлагает, например, разработчик антивирусов Symantec.

Журнал «Финанс.» № 13 (150) 3 — 9 апреля 2006 — IT+финансы
Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.