Афиша. 05-11 мая 2003

Кино

8 мая в московский прокат выходит фильм “База “Клейтон””. Новая работа режиссера Джона МакТирнана (“Крепкий орешек”, “Афера Томаса Крауна”, “Роллерболл”) – милитаристский триллер о таинственном происшествии на американской военной базе. Ураган настигает в джунглях группу спецназовцев во главе с инструктором Нэйтаном Вестом (Сэмюэль Джексон). Лишь двое солдат возвращаются на базу. Но показания очевидцев разительно отличаются. Разобраться в этой мистической путанице приглашают бывшего агента отдела по борьбе с наркотиками Харди (Джон Траволта). “Харди – крутой парень, – комментирует актер. – Он умен, хитер, легко находит выход из любой ситуации, манипулируя людьми. Он необыкновенно остроумен и сексуален, что, естественно, заставило меня выложиться на съемках полностью, показать свои сильнейшие стороны”.

Тропический лес, в котором происходит действие, был создан дизайнером Деннисом Брэдфордом посреди бывшего летного поля. Из монтажной пены сконструировали пять огромных деревьев, в стволах которых во время съемок скрывались осветители. Ураган был организован с помощью четырех шестифутовых вентиляторов, а тропический ливень обрушивался на съемочную площадку с девяти сорокафутовых дождевых башен со скоростью 3400 литров в час.

Исторический боевик “Герой” известного китайского режиссера Чжана Имоу (“Подними красный фонарь”, “Ни одного терять нельзя”, “Дорога домой”) переносит зрителя на две тысячи лет назад в царство Цинь. Жестокие междоусобицы, разделившие Китай третьего века до нашей эры на семь раздробленных земель, вошли в историю как Период Воюющих Царств. Царь Циня стремится завоевать всю страну, объединив ее под своим господством. Но жизни его угрожают три легендарных воина – “Сломанный меч” (Тони Линг), “Небо” (Донни Йен) и “Летящая снежинка” (Мэгги Чонг). Неожиданно во дворце появляется “Безымянный” (Джет Ли, снявшийся в картине “Ромео должен умереть”). Он легко, как-то слишком легко расправляется с непобедимой троицей императорских врагов, и будущий властитель Единого Китая начитает подозревать, что существует заговор…

Чжан Имоу, потративший на картину тридцатимиллионный бюджет, стремится к зрелищу тонкому, почти эстетскому и по-восточному символичному. Так, три версии одной и той же истории, рассказанной в картине, соответствуют трем разным цветам – синему, белому и красному. “Герой” – это не просто боевик с элементами восточных единоборств. Он ставит перед зрителем вопрос: что значит быть героем? “Если вы взглянете на китайскую литературу, – говорит режиссер, – вы увидите, что сюжет всегда основан на мести… Долгие годы это было основной темой китайского кинематографа. Мне хотелось развить этот жанр в новом направлении. В моей истории целью было сгладить жестокость”.

Выставки

С 6 по 25 мая в Центральном Доме художника пройдет выставка “Школа грузинской живописи”, которую представляет недавно открывшаяся в Москве Галерея Омара Чхаидзе.

Работы Зураба Нижарадзе, Тенгиза Мирзашвили, Эдмона Каландадзе, Ираклия Парджиани и, конечно же, самого Омара Чхаидзе – это знакомство широкой московской публики с искусством грузинских мастеров, в творчестве которых переплетаются национальная самобытность, идеи импрессионизма и постимпрессионизма и, конечно, индивидуальные манеры письма.

Живопись Омара Чхаидзе – это, безусловно, явление яркое. Его стиль легко узнаваем по огромным, трапециевидным головам мадонн и младенцев, которые он выводит на своих полотнах. Они производят странное, двойственное впечатление. Неправдоподобно огромный лоб, узкий подбородок, широко расставленные впадины глаз – герои его картин кажутся существами инопланетными, наделенными каким-то высшим разумом и в то же время удивительно хрупкими и беззащитными. Удлиненные лебединые шеи отсылают любителей живописи к портретам Модильяни, а абстрактные эксперименты с формой напоминают геометрические поиски Пикассо. Но это лишь едва уловимые мотивы. Творчество Омара Чхаидзе – явление самобытное. Это некий сплав евангельской тематики и космизма, масштабности и бесконечной трогательности.

До 9 мая в ЦДХ будет проходить выставка работ Сергея Кузина. Его часто называют Есениным в живописи. И вовсе не потому, что он, как и его поэтический тезка, родился под Рязанью. Просто с его полотен словно льется тот чистый свет, тот звонкий голос, который так подкупает в стихах раннего Есенина. Кажется, что художник ткет свои картины из солнечного сияния. Свет струится, не умещается на плоской поверхности холста и будто вырывается наружу, не считаясь с пределом рам. Его краски – тонкие и прозрачные оттенки голубых и розовых тонов – создают пейзажи камерные, притихшие, безмолвствующие. Он улавливает мерцание воды, любовно выписывая ее переменчивую сущность. Вода для него – это образ времени, который связывает его с детством, таит в себе прошлое и отражает будущее. Сергей Кузин глубоко впитал в себя традицию русской реалистической живописи с ее стремлением к точности рисунка и колористическим поискам. “Живопись должна дарить людям радость, – говорит художник. – Все должно сверкать, искриться солнечным светом”.

Музыка

С 4 по 13 мая Московская филармония проводит фестиваль “Московские звезды”. Фестиваль искусств, имеющий сорокалетнюю историю, на этот раз открывает выдающийся музыкант Эдуард Грач, который вместе с камерным оркестром “Московия”, хором имени А.В. Свешникова исполнит “Реквием” Моцарта. Музыка скорбная и величественная, она словно очищает, возвышаясь над повседневной суетой и позволяя немного заглянуть в вечность. А 7 мая программу фестиваля продолжит Сергей Рахманинов в исполнении звездного дуэта Николая Петрова и Александра Гиндина. Два поколения московской фортепианной школы прекрасно дополняют друг друга, одинаково виртуозно исполняя сочинения мастера.

В концертном зале имени П.И. Чайковского 7 мая, в день рождения этого великого русского композитора, с дебютным концертом выступит Алексей Набиулин. Имя этого 24-летнего пианиста, ставшего сенсацией прошлогоднего Международного конкурса имени П.И. Чайковского, в последнее время оказывается в центре внимания столичной музыкальной общественности. Среди прочих вещей он сыграет и “Времена года” – произведение, пользующееся у слушателей неизменной популярностью. На следующий день выступление “молодежной сборной” продолжит Дмитрий Каприн, в исполнении которого прозвучит Пятый концерт Бетховена, а подхватит эстафету Карен Корниенко, виртуозно играющий Первый концерт Чайковского. Кстати, за пульт симфонического оркестра радио и телевидения встанет молодой и талантливый дирижер Алексей Шатский, чей московский дебют состоялся лишь в апреле 2003 года.

8 апреля в Центре искусства ЦДХ пройдет концерт, посвященный дню рождения Булата Окуджавы. “Посвящается вам” – так когда-то назвал бард книжку свих стихов, завершающуюся словами: “Все для вас. Посвящается вам”. Так назвали организаторы и сам вечер, посвятив его всем любителям стихов и песен Булата Окуджавы. Виктор Берковский и Александр Городницкий, Фазиль Искандер и Юлий Ким, Елена Камбурова, Андрей Крамаренко, Елена Нурмухаметова, Галина Хомчик будут вспоминать Булата Шалвовича. Впрочем, и сам именинник присоединится к дружескому звону гитар: он споет и сыграет, расскажет истории некоторых песен – благо в доме-музее в Переделкине сохранился архив видеозаписей. Прозвучат и вариации Петра Климова на темы песен Окуджавы. Их исполнят Татьяна Ларина (флейта), Владимир Серов (флейта) и Дмитрий Татаркин (гитара).

10 мая в театре Школа драматического искусства пройдет концерт “Джаз и классика” Государственного камерного джазового оркестра под руководством Олега Лундстрема. Дирижировать прославленным коллективом будет знаменитый российский джазмен Георгий Гаранян. “Гаранян – саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, прекрасно владеющий всеми этими профессиями, – безусловно, является одной из знаковых фигур современного российского джаза”, – говорит о нем президент Московского джаз-ангажемента Юрий Саульский. Вариации на темы Гершвина, Cotton Tail Дюка Эллингтона в обработке самого Гараняна, произведения Стравинского, арии и хоры из опер Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди – это соединение классической и джазовой программ лишний раз подчеркивает, что джаз может быть по-классичному серьезен, а музыка, чаще звучащая на оперных сценах и в консерваторских залах, – легка, нова и полна джазового драйва.

Книги

Издательство “Эксмо” в серии “Зарубежные писатели. XX век” выпустило книгу “Любовь глупца” писателя Дзюнъитиро Танидзаки, куда вошел одноименный роман, повести и новеллы известного японского автора. “Любовь глупца” (1925) считается лучшим произведением раннего творчества Танидзаки с его увлечением Западом, тягой к европейскому образу жизни и раскрепощенной элегантности, с желанием во всем подражать представителям белой расы, которое то и дело проскальзывает у героев романа. Позже Танидзаки обратится к корням, к многовековой культуре Востока, ну а пока он рассказывает историю токийской “эмансипе”, которая носит странное для японского уха имя Наоми да и внешне очень напоминает иностранку. 27-летний Дзедзи Кавай берет на воспитание 15-летнюю девушку и решает превратить ее в идеальную женщину, чтобы потом жениться на ней. Но новоиспеченная Галатея оказывается существом, далеким от совершенства. Она груба и нахальна, она глупа и пуста и вместе с тем чертовски соблазнительна. “Любовь глупца” – это роман о мучительной страсти – страсти всеохватывающей и порабощающей, способной превратить скромного и здравомыслящего инженера в потерявшего сон и аппетит истерика. Роман “Любовь глупца” – это ода непобедимости женских чар, которые подминают под себя героя, ломают его, принося невыносимые страдания и… притягивая этим еще сильнее.

Журнал «Финанс.» № 10 (05-11 мая 2003) – Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.