Нефтяные компании, разбогатевшие на высоких ценах на нефть, активно вкладывают средства в разработку месторождений не только внутри страны, но и за рубежом. А значит, нет никакой необходимости предоставлять им дополнительные льготы.
СРП будет применяться только в исключительных случаях. Согласно положениям законопроекта, исключительность случая будет проверяться следующим образом. Сначала месторождение будет выставляться на открытый гласный аукцион для разработки на «иных, чем раздел продукции» условиях, то есть в национальном налоговом режиме. И только если желающих принять участие в этом аукционе не найдется и он будет признан несостоявшимся, можно будет перейти к заключению СРП. Причем компания, с которой государство заключит сделку, также будет определяться по итогам аукциона.
Кроме того, Госдума обязала участников соглашений о разделе продукции покупать российское оборудование и материалы под угрозой перехода на обычный налоговый режим. Позаботилось государство и о своих доходах, получаемых во время разработки месторождения на принципах СРП. Так, правительство не имеет права подписывать СРП, если при прямом разделе продукции доля государства составляет меньше 32%. Кроме того, предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе — 90% от общего объема добычи.
Новый порядок не будет применяться к участкам, расположенным на континентальном шельфе России, на Каспии, в пределах исключительной экономической зоны РФ, а также к участкам недр, возможность разработки которых на условиях СРП установлена международными договорами. Также не пострадают компании, уже ведущие добычу на условиях СРП на месторождениях «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское». В остальных случаях поправки ставят крест на СРП как способе уйти от национального режима налогообложения и получить сверхприбыли.
Журнал «Финанс.» № 12 (19-25 мая 2003) — Главное
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.