Афиша. 28 апреля — 04 мая 2003

Кино

«Русский ковчег» Александра Сокурова наконец-то доплыл до Москвы. О том, что полуторачасовой «Ковчег» снят одним кадром, без монтажа и склеек, писалось уже немало. «Это была серьезная профессиональная задача для всей съемочной группы, — сказал режиссер на пресс-конференции, посвященной выходу фильма в московский прокат. — Мы отдавали себе отчет во всей грандиозной сложности того, что нам предстоит».

Место действия — залы Эрмитажа. Время действия — целые пласты российской истории. Масштабная костюмированная постановка со сценами многолюдных балов, с потрясающими декорациями, которые в пересчете на «киношный» язык составили 16 павильонов площадью 600-700 кв. метров каждый, безумное количество осветительной и прочей техники — такого эксперимента не позволял себе еще ни один музей мира. Специально для съемок из Нью-Йорка прилетел Валерий Гергиев, которому пришлось даже отменить один из запланированных концертов. Отыграв сцену, в которой он, разумеется, дирижирует оркестром, маэстро снял с себя грим и тут же помчался обратно в аэропорт.

Просмотр «Русского ковчега» — удовольствие эстетическое. Вместе с главным героем — затянутым в черное иностранцем (Сергей Дрейден), в котором проскальзывает что-то от Мефистофеля, зритель блуждает по парадным залам, пристально рассматривает полотна Рубенса, любуется переливающимися хрусталиками золоченых люстр. Но не стоит ждать от фильма Сокурова захватывающего сюжетного действа. «Русский ковчег» — это не кинематографический эпос, а скорее поэтический, образный взгляд на Петербург, на сердце Петербурга — Эрмитаж, на драматичную трехвековую историю Северной столицы.

Фильм «Кво Вадис» знаменитого польского режиссера Ежи Кавалеровича — это грандиозная историческая постановка по одноименному роману лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича — книге, более известной в России как «Камо грядеши».

Режиссерский размах Кавалеровича впечатляет: еще бы, ведь он мечтал об этой постановке целых 30 лет! 18-миллионный бюджет картины собрал известный бизнесмен и историк, продюсер Мирослав Словинский. Натурные съемки проходили в Тунисе, во Франции, Риме и Польше, в массовых сценах участвовало до 1700 статистов, 15 львов, 30 лошадей и 3 быка.

…Рим времен императора Нерона. Гонения на первых христиан. Красивая история, в которой земная любовь лишь ярче высвечивается на фоне любви вечной. Частное переплетается с общим, а упадок Римской империи и становление христианства оказываются вполне конкретными причинами, способными сплотить или разъединить влюбленных.

Запоминается масштабная сцена пожара, где бушующие языки пламени заливают целый экран, а картонные декорации рушатся к удовольствию взволнованной публики. Впрочем, со времен «Унесенных ветром» это перестало быть новым словом в кинематографе. А вот драматичная сцена поединка Урса (Рафал Кубацкий, чемпион мира по дзюдо) с быком и нападение голодных львов на первых христиан, которых они разрывают на куски, — это поистине чудеса компьютерной графики, тайну которых создатели фильма так и не приоткрыли любопытствующим зрителям. Несмотря на некоторую затянутость, «Кво Вадис» — фильм действительно грандиозный. И даже если Нерон (Михал Байор) чересчур карикатурен, Лигия (Магдалена Мельцаж) слишком ангелоподобна, а главный герой (Франтишек Печка) словно сошел с обложки журнала, то это в конечном итоге лишь составляющие успешного коммерческого проекта.

Музыка

Экзотичная птичка по имени Жанна Агузарова — нечастый гость в Москве. Последний концерт эксцентричной рок-дивы состоялся аж полтора года назад. И вот 30 апреля в клубе «16 тонн» она вновь появится перед московской публикой. Каким на этот раз будет имидж загадочной певицы, известно разве что космическим силам и… дирекции Агузаровой, которая, кстати, держит в строгой тайне ее концертный репертуар. В Париже, откуда прилетит Жанна, вовсю кипит работа над записью нового альбома. Поэтому на концерте будет исполнено несколько песен, которые войдут в готовящуюся к выходу пластинку. Ну и, разумеется, прозвучат «золотые хиты» певицы, ведь в этом году Жанна отмечает свое сценическое 20-летие.

Выставки

29 апреля в ЦДХ откроется выставка «Путешествие из Москвы в Петербург» Владимира Лаповока. Выставка живописи и графики этого московского художника приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга. Уроженец Арбата, Владимир Лаповок писал пейзажи Москвы и Петербурга, запечатлевал сияние европейских столиц и особый колорит российской глубинки. На выставке представлены ранние, еще студенческие акварели Ленинграда 50-х и более поздние впечатления от Петербурга, любимые и родные улочки Москвы. И это отнюдь не попытка вновь столкнуть обе столицы, подчеркнув их глубинную контрастность. Это стремление осмыслить и сравнить образы Москвы и Петербурга, выявить-таки то общее, которого не может не оказаться у двух великих городов. У Лаповока роскошь площадей и проспектов пересекается с серостью подворотен, пышность соседствует с обыденностью, а величие истории — с изнанкой быта. Петербург притягивает художника своей таинственной туманностью, мерцанием белых ночей, Москва — пестротой и нарядной яркостью улиц. Экспозицию дополнят и оттенят интересные керамические работы Марины Ариевич: зеркала в литых рамах и декоративные вазы удачно перекликаются с дворцовой роскошью на картинах Владимира Лаповока.

Театр

Мастерская Петра Фоменко отмечает свое 10-летие ретроспективой лучших спектаклей, многие из которых уже исчезли из репертуара театра. «Война и мир. Начало романа» по Толстому, «Приключение» Марины Цветаевой, «Месяц в деревне» Тургенева, «Владимир III степени» Гоголя, «Танцы на праздник урожая» Брайена Фрила и «Одна абсолютно счастливая деревня» Бориса Вахтина — это далеко не полный перечень пьес, восстановленных труппой специально для юбилейного фестиваля. «Мы решили помянуть те спектакли, которые нам дороже остальных. Конечно, это непросто, и вновь в эту воду мы уже не войдем. Будет недолгое, но нежное и грустное прощанье — с прошлым, с теми спектаклями, которые мы давно не играли и уже не будем играть», — говорит Петр Наумович, только что вернувшийся с парижских гастролей, где он ставил «Лес» Островского.

Мастерская Петра Фоменко — один из любимейших московских театров — и сегодня, как и десять лет назад, ютится в крохотном подвальчике на Кутузовском проспекте. Маленький зал, ограниченное число мест — вот уж поистине рай для перекупщиков. Но вскоре ситуация изменится: в ста метрах от нынешнего здания театра будет построена новая современная сцена. Старый и новый дом «фоменок» будет соединять подземный ход. Вторая сцена станет площадкой экспериментов. «Но мне очень хочется, чтобы театр остался живым, рукодельным, а не компьютерным», — говорит Петр Наумович.

Юбилей — это всегда повод для подведения итогов, когда особенно остро чувствуется неумолимый бег времени. Фоменко образно сравнивает его с шагреневой кожей, которая мгновенно скукоживается, напоминая о необратимости прожитого. Немного «заморозить» время и призвана юбилейная ретроспектива, которая открылась 21 апреля и продлится до начала июня.

В Большом театре прошла премьера балета Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей». Хореограф Алексей Ратманский возобновляет спектакль, имевший громкую и драматичную историю.

Первая постановка «Ручья» состоялась 4 апреля 1935 года в ленинградском Малом театре оперы и балета. Легкая и незамысловатая баллада о том, как на праздник по случаю уборки урожая в колхоз «Светлый ручей» приезжает концертная бригада из Москвы, была задумана как чисто развлекательное действо со свиданиями, переодеваниями, путаницей, узнаваниями и, конечно же, веселой развлекательной музыкой. В Ленинграде постановка произвела фурор и, подвергнувшись небольшим изменениям, в ноябре шла уже на сцене Большого.

Восторженные отзывы критики, похвальные отзывы о работе актеров… Все это было перечеркнуто в один момент, когда на нашумевший балет пожаловал Сталин. Постановка пришлась ему не по вкусу. В газете «Правда» последовали разгромные статьи «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», стершие в порошок оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей». Балетмейстера Федора Лопухова, назначенного было хозяином Большого, отправили руководить хореографическим училищем в Ленинграде, а автор либретто Адриан Пиотровский стал узником ГУЛАГа. Хореограф Алексей Ратманский решил возобновить незаслуженно забытый балет Шостаковича и сделал ставку на яркое, легкое, красочное действо и светлую радостную музыку знаменитого композитора.

Книги

В издательстве «Эксмо» в серии «Дети Зебры» вышел сборник повестей и рассказов современного писателя-журналиста Аркадия Пастернака. Его рассказы жизненны и ироничны, голос повествователя насмешлив, хотя порой и сбивается на лиричные интонации. Пастернак социален, его лексика меняется в зависимости от описываемого им общественного круга. Так, в заглавном рассказе «Сонька-помойка» он погружает читателя в полукриминальную среду. Уже начинаешь недовольно морщиться от грубых словечек, уже испытываешь раздражение, читая о беспутной жизни главной героини, как вдруг прорезается в ней что-то наивное, детское, чистое. Поворот сюжета — и оказывается, что внешний образ — лишь маскировочный костюм, скрывающий совсем иную сущность Соньки. Аркадий Пастернак неожиданно метафоричен, он подмечает бытовые детали, выводя из них яркий и красочный образ, который порой разрастается до значения символа. У автора хорошо получается изображать действительность глазами ребенка. Незамутненное восприятие людей и событий, ассоциации, запахи — кажется, будто Пастернак бережно перебирает впечатления собственного детства. Его рассказы читаются легко, и к единственному недостатку книги можно отнести большое количество опечаток.

Журнал «Финанс.» № 9 (28 апреля — 04 мая 2003) — Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.