Что делать с экономикой России? Сергей ВАСИЛЬЕВ, председатель комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации РФ

Сергей ВАСИЛЬЕВ, председатель комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации РФ

Важнейшая проблема нашей экономики — отсутствие долгосрочных, «инвестиционных» банковских кредитов. Эта проблема связана с капитализацией банковской системы. Вся система невелика, хотя и растет. Размер российских банков совершенно неадекватен масштабам экономики, поэтому возможности реального кредитования крайне ограниченны. Проводить активную кредитную экспансию не позволяют нормативы банковского регулирования. Например, норматив предельного риска на одного заемщика. Как можно при этом добиться увеличения капиталов — совершенно непонятно. Стимулов не видно. Некоторые предлагают дать средства из бюджета, чтобы повысить капитализацию еще нескольких банков, кроме Сбербанка и Внешторгбанка. Но и частный сектор не справляется с созданием крупных банковских структур, а если это будет делать государство — пиши пропало.

Однозначного решения проблемы нет, но есть одна идея, которая, конечно, очень не понравится нашим банкирам. Я бы предложил не просто либерализацию и допуск иностранных банков на наш рынок. Я считаю, что государство должно провести переговоры с несколькими крупными зарубежными банковскими структурами о том, чтобы они открыли свои филиалы в России. Особенность банковского бизнеса заключается в том, что до того, как начать получать доходы, им придется вкладывать в Россию немалые средства. Их еще придется затаскивать к нам путем долгих переговоров! Нашим банкам создание таких структур не под силу.

Дмитрий ШАЛЮХИН, президент компании «Клиент-Серверные Технологии»

Для того чтобы поднять нашу промышленность, в том числе оборонную, нужно обеспечить ее финансовую прозрачность, а это достижимо в первую очередь за счет внедрения информационных технологий (ИТ). Тогда воровать казенные средства станет гораздо труднее. Проработав много лет в «оборонке», могу утверждать, что хотя в отрасли много злоупотреблений, но там, где сидит нормальный директор, выходец с того же завода, там гораздо больше возможностей для модернизации. Он там вырос, у него родственники, как правило, работают на этом же предприятии. Для такого руководителя даже психологически очень важно сохранить завод. На таких людях, кстати, «оборонка» сейчас только и держится. И будет развиваться дальше, если наступит понимание, что без информационных технологий в XXI веке делать нечего. Пока объем рынка ИТ в России смехотворно низкий. По моим оценкам, это не более $100 млн. В ближайшие 2-3 года я не думаю, что ситуация кардинально изменится.

Алексей ЛАВРОВ, руководитель департамента бюджетной политики Минфина России

На вопрос, как обеспечить финансовую стабильность регионов, можно дать два ответа — простой и правильный. Простой ответ — дать регионам больше денег. Предполагается, что если мы это сделаем, то все проблемы регионального развития будут решены. А они не будут решены, они будут ухудшены по сравнению с нынешней ситуацией. Регионы в 90-е годы имели не только 50, но и 55 и даже 58% всех налоговых доходов. В эти явно кризисные годы вся система региональных финансов отличалась крайне негативными характеристиками. Сейчас финансовыми ресурсами полностью обеспечены не более 10 регионов, а 40% ВВП производится в 5-8 регионах. При такой географии, не деля налоговые доходы, мы не обеспечим сбалансированности региональных бюджетов.

Разделить деньги правильно вообще нельзя, а в российских условиях, исходя из географии, — в особенности. Проблема состоит в том, как разделить полномочия и ответственность за управление этими средствами. Второй, правильный ответ: нам нужно провести еще одну реформу — реформу государственного управления экономикой. Любой менеджер госсектора, начиная с губернатора и кончая управленцем в бюджетном учреждении, напоминает «красного директора» времен горбачевской перестройки. Формально он ничего не может сделать, шаг вправо, шаг влево — нарушение сотен инструкций. На самом деле все понимают, что сделать можно все что угодно. И никто за результаты управления не несет никакой ответственности. Именно поэтому все делают все что хотят. В такой ситуации никакого развития всей системы госуправления не происходит. Она нуждается в глубинном реформировании, сопоставимом по масштабам с такими реформами, как приватизация, либерализация цен, альтернативные выборы и так далее.

Журнал «Финанс.» № 13 (26 мая — 01 июня 2003) — Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.