Кино. Новая комедия знаменитых режиссеров Бобби и Питера Фарелли называется провокационно: “Застрял в тебе”. Пара сиамских близнецов Боб (Мэтт Даймон) и Уолт (Грег Киннир) – знаменитости маленького городка. Они в буквальном смысле живут бок о бок вот уже 32 года и научились извлекать из своей физической патологии явное преимущество. Братья владеют ресторанчиком фаст-фуда и готовят свои “бургеры” в два раза быстрее конкурентов. Они добиваются успехов в бейсболе и теннисе, боксе, футболе, хоккее, но неуемному Уолту этого оказывается мало. Он хочет воплотить свою давнюю мечту о карьере в Голливуде, и Бобу ничего не остается, кроме как последовать за ним…
Конструкция, которая превращает Мэтта Даймона и Грега Киннира в единое целое, – сооружение весьма непростое. Своеобразную упряжку, которую актеры в шутку называли “средневековым орудием пытки”, скрепляет накладка на ремнях, а довершает процесс “сращения” громоздкая накладка в форме торса, состоящая из пяти частей. Даймон – Киннир, проводившие в таком виде на съемочной площадке по четырнадцать часов, даже поспорили, кто из них “сдастся первым, скинет ремни и исчезнет навсегда”.
В небольших эпизодах мелькают знакомые лица: певица Шер играет в фильме саму себя, а актриса Мерил Стрип исполняет умопомрачительный номер в стиле мюзикла. “Застрял в тебе” – комедия легкая, добрая и ни к чему не обязывающая.
“Мишель Вальян: жажда скорости” – картина не совсем обычная. Казалось бы, всего лишь экранизация комикса, пусть даже сценарий написан Люком Бессоном, а поставлен Луи-Паскалем Кувелером. Герой фильма, виртуозный автогонщик по имени Мишель Вальян (Сагамор Стевенен), вместе со своей командой борется за место не только на пьедестале, но и под солнцем. Опасные конкуренты, жестокая борьба, коварная трасса… Изюминка заключается в том, что сцена гонки здесь не постановочная, а документальная. Создатели фильма впутались в настоящую авантюру, решив принять участие в одном из самых известных ралли – 24-часовой автогонке на Ла-Манше. Снимать разрешили при одном условии: никаких поблажек. Кинематографистам пришлось полностью подчиниться спортивным правилам, подать заявку на участие и пройти все квалификационные заезды. Напичканные камерами автомобили, мчащиеся со скоростью 300 км/ч, нарезали круги, каждый из которых обходился продюсерам в сумму от 4000 до 6000 евро. Разумеется, позже картинка корректировалась с помощью цифрового монтажа, добавлялись сцены столкновений и взрывов, снятые специалистами по спецэффектам на искусственной трассе. Но в фильме осталось главное – драйв, живая энергетика и подлинная жажда скорости.
Выставки. Василий Нестеренко – художник заслуженный, монументальный и признанный официально. Ему доверяют расписывать Храм Христа Спасителя, его картины висят в президентской приемной, на его вернисажи приходят Юрий Лужков и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Наконец, 17 января в Большом Манеже откроется персональная выставка живописца. Честь, которой удостаиваются очень немногие.
Экспозиция поражает прежде всего масштабами. Репродукции фрагментов росписи из Храма Христа Спасителя и Успенского собора в Дмитрове достигают 12-метровых размеров, и выставка в Манеже – единственный шанс внимательно их рассмотреть, ведь оригиналы находятся на большой высоте под самыми куполами. “Воскресение Христово”, “Крещение Господне”, “Вход Господень в Иерусалим” – кажется, Василий Нестеренко пишет на все известные сюжеты Евангелия. Другая ипостась – живопись историческая. Парадные сцены и триумфальные шествия, великие мужи и прославленные герои… Если бы полотна Василия Нестеренко могли издавать звуки, это непременно был бы звон фанфар. Выставку в Большом Манеже обязательно нужно посетить любителям большого стиля, серьезных тем и академической живописи.
Известный московский художник, “митек” Константин Батынков начинает “Другую жизнь”: 15 января его новый одноименный проект стартует в столичной Крокин Галерее.
“Другая жизнь” – это возвращение к подлинному. Прежде всего к живописи, от которой он частенько сворачивает то в сторону фотографии, то в область графики. Батынков – сильный игрок на поле современного искусства, и эту игру он зачастую понимает как провокацию. Достаточно вспомнить его недавний проект “Автора! Автора!”, когда он ловко провел всю столичную арт-тусовку, попросив авторитетных художников просто нажать на кнопку фотоаппарата, а потом устроил выставку из рожденных таким образом “произведений искусства”. Современному миру, пытался сказать Батынков, художественность не нужна, ему необходим только брэнд, только узнаваемое имя автора, которым было бы пристойно восхищаться независимо от действительного качества его творений.
Если зреть в корень, то нынешняя выставка, в сущности, о том же. Об утопии мира, исполненного искусственности и фальши, о бутафории “пластмассовой” реальности, о нежизнеспособности “стерильного” города. Всему этому Батынков предпочитает “Другую жизнь” – беспафосную, нелакированную, настоящую, ослепительно чистую, как свежевыпавший снег.
“Этимология сновидений, или Бессонник Насонова”. Звучит по меньшей мере загадочно. Необычный проект основателя художественной группы “Облачная комиссия”, концептуалиста Аркадия Насонова можно будет увидеть с 10 по 18 января в Государственном центре современного искусства.
Слово “сон” в проекте, разумеется, ключевое. Оно зашифровано в фамилии каждого героя, которого рисует автор: Бергсон, Тайсон, Эмерсон, Мэнсон, Никсон с Паркенсоном и даже Карлсон с пропеллером. Аркадий Насонов играет в слова, загадывает шарады, запутывает зрителя в паутине причудливых ассоциаций. Художник как бы отсекает от фамилии “сонную” часть, высвобождая область подсознательного, вытягивая из словесных ассоциаций нити зрительных образов. Так Люк Бес-сон превращается у него во всматривающегося в ночь беса, Карл-сон обретает голову Карла Маркса, а Ватт-сон (от слова “ватт”) становится “спящей единицей мощности при работающем генераторе Холмса”. Вот такая своеобразная логика сновидений.
Таинственная связь с ночными грезами передается в семье Насоновых по наследству: бабка Аркадия по отцовской линии в юности впала в длительный летаргический сон и чуть не была похоронена заживо. В этом сне, по словам художника, она летала на облаках и слышала “музыку сфер”…
Музыка. Зульфия Камалова, или просто Зуля, певица неординарная. Жительница австралийского острова Тасмания, она поет песни на татарском языке, гастролирует по Европе и, кажется, пытается объединить в своем творчестве музыкальные традиции всех народов мира. 17 января обладательница двух австралийских премий в номинации World Music дает концерт в “Клубе на Брестской”.
Ее судьба сложилась причудливо. Родившаяся в России, в удмурдском городе Сарапуле, в 1991 году она поехала по студенческому обмену в Калифорнию, где познакомилась со своим будущим мужем. Он-то и увез девушку на край света, а заодно и поощрил серьезные занятия вокалом. В 1997 году выходит ее первый альбом под названием Journey of Voice. Музыка Зули – это очень своеобразный интернациональный коктейль, где в единую вкусную пену сбиваются болгарский фольклор и мелодии индийских цыган, русские народные напевы и звуки африканской перкуссии. Зуля уютно устроилась в не занятой в Австралии нише этномузыки, а ее мощный, чистый, “сжимающий сердце” голос делает певицу желанной гостьей в любой точке земного шара.
Несмотря на разгар зимы календарной, “Русская зима” подходит к концу: 14 января в Большом зале консерватории состоится закрытие 40-го фестиваля искусств. Этот вечер будет посвящен 95-летию со дня рождения Давида Ойстраха. Солировать в бетховенском концерте для скрипки с оркестром станет ученик маэстро Виктор Пикайзен, а за дирижерский пульт встанет Томас Зандерлинг, сын знаменитого немецкого дирижера Курта Зандерлинга. Кроме Бетховена Академический симфонический оркестр Московской филармонии сыграет 4-ю симфонию Брамса. А в Концертном зале им. П.И. Чайковского в это время будет звучать музыка Глинки: Ирина Архипова и Николай Некрасов подарят публике концерт, посвященный 200-летнему юбилею великого композитора, который будет отмечаться в июне этого года. Днем раньше там же пройдет выступление камерного “Вивальди-оркестра” Светланы Безродной: музыкальные страсти будут накаляться постепенно – “От вальса к танго”.
Театр. Владимир Сорокин отправляется в “Свадебное путешествие”: 13-15 января на сцене Центра им. Всеволода Мейерхольда пройдет премьера пьесы самого эпатажного российского писателя последних лет.
Сорокалетний немец, аристократ по имени Гюнтер встречает тридцатилетнюю Машу – еврейку, эмигрировавшую из России. Любовь случается сразу, но между героями становятся тени могучих предков: отец Гюнтера был обер-фюрером СС, а мать Маши – следователем НКВД. И если видавшую виды героиню такой расклад волнует не сильно, то у хрупкого заикающегося альбиноса Гюнтера формируется сильнейший психоз. Для того чтобы расправиться с прошлым и обрести гармонию, герои решают совершить небольшую поездку…
Оригинал Владимира Сорокина до заявленного концептуализма как-то недотягивает: у него все больше хлещут водку и явно перебирают с ненормативной лексикой. Остается надеяться, что у Эдуарда Боякова, генерального директора ассоциации “Золотая маска”, дебютирующего в качестве театрального режиссера, хватит вкуса, чтобы поставить остроумный спектакль, не съехав при этом в тривиальность и пошлость.
Журнал «Финанс.» № 1 (42) (12-18 января 2004) – Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.