Все мы на «болванке»

Информация, которую мы доверяем страховым компаниям, – номера мобильных телефонов, паспортные данные, описание имущества и средств его охраны – не всегда попадает в надежные руки. Страховщики уверяют, что базы данных «уводят» агенты, хватая из них лишь самые поверхностные сведения, и только затем, чтобы придать себе веса на новом месте работы. Однако же, как выяснил «Ф.», столь специфическая информация уже оказалась в «свободной продаже».

Факт. «Могу я вам чем-нибудь помочь?» – продавец небольшой палатки, торгующей софтом на Савеловском рынке, был очень любезен. «Вряд ли у вас есть то, что я ищу», – с моей стороны это был вызов. «Спрашивайте». «Гаишная база найдется?» «Тысяча – старая. Полторы – новая». «Хорошо. А база страховщиков?» Пауза, продавец взглядом советуется с напарником. «Я этим не занимался, но у меня есть знакомый, мы с ним когда-то делали совместный проект…»

Базу данных одной из компаний (входит в сотню крупнейших, располагаясь ближе к ее концу) долго искать не пришлось – чуть ли не на прилавке лежала. Сведения примерно о тысяче клиентов по каско (с фамилиями, именами, отчествами страхователей и выгодоприобретателей, адресами и суммами) стоили 2 тыс. евро. «Мы полностью исключаем возможность утечки информации из компании, – заявил впоследствии «Ф.» топ-менеджер страховщика. – Но все же можем предположить, что это база договоров, заключенных для нас кем-то из брокеров. Будем проводить служебное расследование».

Заказы на базы данных более крупных компаний, по словам продавца с Савеловского рынка, также выполнимы, но потребуют некоторого времени. Информация об их страхователях по рынку «не гуляет», ее сбор происходит по индивидуальному запросу. Цена соответствующая – порядка 5 тыс. евро за тысячу клиентов. «Крупные страховщики лучше защищают свои информационные системы, – говорит директор IT-департамента компании «Макс» Андрей Бельсков. – У небольших операторов сведения о клиентах порой хранятся чуть ли не в Excel». Видимо, отсюда такой разброс цен.

От агента до «болванки». Какие данные на вполне законных основаниях получает агент, продавая полис? Это как минимум ФИО страхователя и выгодоприобретателя, их паспортные данные (или реквизиты – для юрлиц), адреса, телефоны. Если речь идет о страховании каско автомобиля: его марку и модель, госномер, серию и номер свидетельства о регистрации, VIN, данные водительских удостоверений, наличие и тип сигнализации, место ночного хранения (стоянка, гараж или просто улица). В электронные базы компаний попадает не все, но многое – данные, необходимые для идентификации клиента и объекта страхования. Остальное хранится на бумажных носителях. За пределами баз обычно остаются паспортные данные, номера телефонов. Многие страховщики также избегают систематизации сведений о способах охраны имущества.

К электронным хранилищам, как правило, имеют доступ топ-менеджмент компании, сотрудники нескольких департаментов центрального офиса, на местах (в пределах своего «ареала») – руководители и специалисты филиалов, а также некоторые агенты. Нынешние технологии позволяют вполне эффективно защищать базы от банального копирования (то есть сделать это в принципе можно, но скрыть следы затруднительно). Однако всегда остается возможность ручного или полуавтоматического переноса данных, например с распечаток. Естественно, производительность ручного труда сильно ограничена. Именно поэтому базы «уплывают» не в полном виде, а лишь отдельными частями. Тем же, кстати, объясняются и чрезвычайно высокие цены на них.

Учитывая текучку кадров на рынке, перекрыть «левые» информационные потоки нереально. Как правило, если агент уходит из компании, он забирает весь свой портфель и при первой же возможности, совпадающей с окончанием срока действия полиса, предлагает клиентам скидку в новой компании. Если работодателя меняет более «высокий» менеджер, риски компании увеличиваются.

Кому мы нужны в электронном виде? Первое, что приходит на ум, – криминальным структурам, чье ремесло – квартирные кражи и угоны машин. Специалисты служб безопасности страховых компаний в этом сильно сомневаются (не под запись, правда): дескать, о достатке человека и его имуществе можно судить по гораздо более объемным и дешевым базам, гаишным например. А уж выяснить адрес и паспортные данные в век информационных технологий вообще не составляет труда. У страховых баз специфический потребитель.

Советник председателя Ассоциации защиты информации Виктор Минин считает, что они привлекают прежде всего конкурентов. Нередко там содержится страховая история клиента: сколько раз он попадал в аварии, какие суммы ему выплачивались. Но есть еще более интересное применение этим данным. По словам Виктора Минина, их иногда используют как дополнительный источник информации при оценке портфеля компании в преддверии ее купли-продажи.

Заместитель гендиректора «Межрегионгаранта» по экономической безопасности Сергей Лялин опасается, что базы данных могут использоваться для внутрикорпоративного шантажа. Ведь очевидно, что сам факт утечки сведений о клиентах подрывает доверие к компании. Однако, по мнению Сергея Лялина, чаще других ими интересуются страховые брокеры «с целью получения недобросовестным путем конкурентных преимуществ».

Это чистой воды маркетинг. Сегодня средняя премия по договору автокаско колеблется около 1000 евро. Посредник получает от 20 до 40% этой суммы, или 200–400 евро за полис. А вот какую статистику на условиях анонимности приводит агент одного из крупнейших страховщиков: из 1000 обзвоненных клиентов около ста человек соглашаются встретиться и порядка двадцати покупают полис. То есть скорректированный при помощи базы данных обзвон очень быстро окупает затраты и начинает приносить прибыль.

Пожелавший остаться неназванным владелец крупного розничного брокера говорит, что, если ему понадобится база данных, он воспользуется услугами «не продавцов с Савеловского рынка, а более надежных контрагентов – своих людей». Большинство же опрошенных «Ф.» брокеров, готовых назвать свое имя, утверждают, что пользоваться базами невыгодно и не­этично. Директор Grandis Людмила Ростова прагматично указывает на недостатки: информация, как правило, продается не в одни руки, а сразу нескольким участникам рынка. И часто получается, что до тебя несчастному клиенту позвонили уже 50 человек. Пытаться что-то продать в такой ситуации бесполезно, а иногда опасно – люди уже на взводе. Директор компании АФМ «Страховые консультанты и брокеры» Владимир Бирюков апеллирует к морали – он считает пользование ворованными базами «великим грехом».

Журнал «Финанс.» №06 (241) 11 февраля — 17 февраля 2008 — Страхование
Ксения Леонова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.