Издержки патриотизма

Система идеологического воспитания граждан, действовавшая в Советском Союзе, вместе с ним ушла в историю. Как оказалось, не навсегда. О ее возрождении политическая элита новой России всерьез задумалась в конце бурных девяностых. В стране обнаружился острый дефицит патриотизма. В марте 1998 года правительство поручило Российскому государственному военному историко-культурному центру при правительстве (Росвоенцентру), министерствам и ведомствам, региональным органам исполнительной власти, ведущим ветеранским и другим общественным организациям проработать и внести предложения по проекту федеральной целевой программы патриотического воспитания граждан. Спустя три года идея материализовалась в документе под названием «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».

Любовные настроения. Идеологическая ее часть основана на концепции патриотического воспитания, одобренной правительственной комиссией и отражающей «совокупность официально принятых взглядов на государственную политику» в этой области. Для непонятливых в ней четко прописано, что патриотизм – это «любовь к Родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Патриотизм, как объясняют авторы, «всегда конкретен, направлен на реальные объекты». Очевидно потому и усилия по воспитанию граждан решено прилагать не абстрактно: государство платит за них вполне осязаемыми бюджетными рублями.

Судя по всему, успех затеи правительство не подвергает сомнению, поскольку в этом году стартовала новая патрио­тическая «пятилетка», а масштабы ее планируемого финансирования выросли почти в четыре раза. На реализацию планов (или, как метко выразились авторы второй патриотической программы, «решение неотложных задач») патриотического воспитания в 2001–2005 годах ушло 130,78 млн. рублей. А в 2006–2010 годах общий объем финансирования должен составить уже около 497,8 млн. рублей, в том числе более 378 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. В проекте главного финансового документа на 2007 год на привитие любви к родине предусмотрено 130,1 млн. рублей. Органы исполнительной власти должны добавить 32,67 млн. рублей, и еще 14,5 млн. рублей «воспитатели» ждут из внебюджетных источников.

О том, что за освоение выделенных средств взялись всерьез и с поистине российской смекалкой, свидетельствует разнообразие инструментария. Например, в течение ближайших четырех лет будет проводиться ежегодный автопробег спортсменов-любителей по городам-героям. На «прокат» патриотов государство готово выделять по 600 тыс. рублей каждый год. Предполагается, что это будет способствовать «возрождению и развитию военно-спортивных традиций».

Кузнецы кадров. Привитие нежных чувств к отечеству будет поставлено на четкую научную основу. Для определения путей и критериев повышения эффективности этой деятельности проводится научно-исследовательская работа «Патриотизм» стоимостью 800 тыс. рублей. Разрабатывать и внедрять новые методы подготовки кадров на ниве патриотического воспитания будут специально созданные временные научно-исследовательские коллективы. На это планируется ежегодно потратить 1,3 млн. рублей за пять лет. Столько же уйдет на создание и материально-техническое обеспечение военно-патриотических объединений по воспитанию детей и молодежи. Государство также серьезно относится к повышению квалификации организаторов патриотического воспитания. На это выделят 14,6 млн. рублей.

Особо отличившихся патриотов планируется поощрять. Например, ежегодная награда с романтическим названием «Бегущая по волнам» предназначена за вклад в работу по профессиональной ориентации молодежи на службу во флоте. Общая сумма поощрений составляет 400 тыс. рублей ежегодно. «Успехи в патриотическом воспитании» ценятся выше – наградной фонд достигает 700 тыс. рублей. Планируется также привлечение широкой журналистской общественности. С этой целью, например, будет проводиться всероссийский конкурс «Патриот России», который обойдется в 3 млн. рублей ежегодно. Кроме того, предусмотрено учреждение одноименной памятной медали. На одну только разработку этого проекта выделят по 1,8 млн. рублей в 2007 и 2008 годах. Учреждение почетного знака «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Россий­ской Федерации» потребовало 1 млн. рублей в 2006 году.

Но все же военные мотивы в планах всеобщей патриотизации просматриваются лучше всех остальных. Во-первых, вспоминаем славное прошлое страны. Не забыть его, по мнению ревнителей патриотизма, помогут такие мероприятия, как эстафета агитпоездов по территории России. В 2010 году на это уйдет 3 млн. рублей. Во-вторых, готовимся в случае чего дать отпор врагу. Для формирования у молодежи готовности к защите отечества и службе в Российской армии планируется проведение в 2006–2010 годах таких мероприятий, как акция «Мы верим в тебя, солдат!» и «День призывника», общей стоимостью 6,5 млн. рублей.

Символический патриотизм. Особое внимание в патриотическом воспитании решили придавать государст­венным символам. Для формирования уважения к ним планируется оснастить образовательные учреждения, патриотические клубы и центры, а также воинские подразделения специальными комплектами. На это будет уходить 1,5 млн. рублей ежегодно, но зато в результате у граждан повысится уважение к флагу, гербу и гимну, а также разовьются патриотические чувства. Кстати, на аудиозапись и распространение гим­на в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской армии только в текущем году потратят 1,5 млн. рублей.

Издание книг, посвященных государст­венным символам России, а также поставка их в учебные учреждения в ближайшие годы потребует 3 млн. рублей. К чести воспитателей патриотов надо отметить, что они знают и более короткий путь к сердцу современного ребенка. 1,8 млн. рублей планируется потратить на обучающие компьютерные игры, в которых используется государственная символика. В результате ожидается «привитие детям и учащейся молодежи интереса к углубленному», а главное «систематическому изучению истории государственных символов России».

Служители муз тоже получили возможность воспеть родину не просто так, а в рамках государственной программы. Сделать это можно, например, на всероссийском фестивале-конкурсе «Я люблю тебя, Россия», который предполагается проводить ежегодно. На его организацию каждый год планируется тратить 2,2 млн. рублей. На музыкальный спектакль-концерт «С чего начинается Родина» в нынешнем году ушло 2 млн. рублей, из них 1,5 млн. – бюджетные деньги.

Все эти расходы должны окупиться сторицей. Авторы программы обещают ее конечные результаты в виде «социально-экономического, духовного и культурного подъема, укрепления государства и его обороноспособности».

Важнейшие из искусств. И конечно, идеи патриотизма продолжат вдохновлять кино- и телепродюсеров. В 2006–2010 годах около 20 млн. рублей пойдет на создание кинофильмов и организацию постоянно действующих телевизионных программ. На шоу с многообещающим названием «Патриот Отечества» на одном из государственных каналов выделят по 4,5 млн. рублей в 2006–2008 годах и по 5 млн. рублей в следующие два года.

Конечно, бюджетные суммы не слишком впечатляют. По нынешним временам хороший блокбастер на них не снимешь. Но, к счастью, воспитание патрио­тизма в России перестало быть делом исключительно государства: судя по всему, оно постепенно превращается в несколько экзотическую нишу, где реализуется пресловутое «частно-государственное партнерство».

Так, около двух лет назад на основе добровольных взносов был создан Фонд поддержки патриотического кино. Среди его учредителей – «Национальный военный фонд» и фонд «Боевое братство». Основные пожертвования в первый из них вносят такие российские гиганты, как Внешторгбанк, «Роснефть», «Русский алюминий», «Северсталь», «Славнефть», «Сургутнеф­тегаз», РАО «ЕЭС России». Главной задачей фонда провозглашено «проведение общественно-значимой деятельности, направленной на создание у широких слоев населения положительного мнения о работе спецслужб России, укрепление уважения к государственной символике, формирование глубокого понимания гражданами необходимости сотрудничества с государством в борьбе с международным терроризмом, политическим экстремизмом и иными преступлениями против человечности».

Очевидно, преследуя эти высокие цели, по заказу фонда на киностудии «Свет» сейчас снимают фильм с рабочим названием «Код апокалипсиса» (в другом варианте – просто «Красивая»). Эдакий «Джеймс Бонд» российской закваски. По сюжету террорист номер один похитил с затонувшей американской подводной лодки четыре ядерные боеголовки, спрятав их в крупнейших мегаполисах мира. Заряд активируется многозначным кодом, разные цифры которого известны только приближенным террориста, но их как назло никто не видел в лицо. Главного злодея убивают при странных обстоятельствах, а его бывший напарник намерен привести бомбы в действие. По его следу пускаются объединившие усилия ФСБ и ЦРУ. Агенту российских спецслужб Мари (ее роль досталась Анастасии Заворотнюк), несколько лет назад внедренной в террористическую группировку, предстоит спасти мир. Бюджет фильма оценивается в несколько миллионов долларов. Его хватит, чтобы провести съемки в Малайзии, Италии, Норвегии, Венесуэ­ле и Франции. В фильме участвуют не только российские знаменитости (Андрей Серебряков и «оскароносец» Владимир Меньшов). Пригласили и зарубежную «звезду» – главную мужскую роль исполнит Венсан Перес.

Главные исполнителиОбразованиеКультураПечать и телерадиовещаниеМЧСОборона

2001–200546,1131,9523,500,609,73

2006–2010129,2574,6054,0035,5027,55

Журнал «Финанс.» № 41 (178) 23 – 29 октября 2006 г — Экономика
Марта Маковецкая

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.