Майские цены. Вопросы президента к министрам по поводу высоких темпов роста цен до сих пор оставались без вразумительного ответа. Но в июне чиновники смогли вздохнуть свободнее. Волна административного повышения цен практически уже закончилась. Так, в мае прирост тарифов в ЖКХ не превысил 0,6% против 28,5% за первые пять месяцев 2005 года. Цены в монополиях, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, в мае, по оценке, снизились до 0,7%, в июне и июле, согласно прогнозу, — до 0,2% (для сравнения: прирост за январь-май — 12,8%). Иными словами, прямая вина чиновников в инфляции уже не просматривается так очевидно, как еще несколько месяцев назад.
Не подвела и статистика в этом удивительно праздничном мае. По данным Росстата, инфляция в потребительской сфере не превысила 0,8%.
Инфляционные ожидания производителей. Но согласятся ли с предложенной оценкой инфляции производители? Тем более что в промышленности, согласно конъюнктурным опросам Института экономики переходного периода (ИЭПП), инфляционные ожидания в мае выросли на 4 процентных пункта. Да и энергетическая катастрофа в центре России заставит покрывать убытки предприятий за счет роста цен.
Кроме того, инфляционное одеяло все больше тянут на себя формально независимые от государства нефтяники. Испуганные опытом «Юкоса», они предпочитают теперь не столько добывать нефть, сколько зарабатывать деньги. Прирост добычи нефти в этом году вряд ли превысит 3,5-4,0% против 9,0% в 2004 году, а ожидаемый объем экспорта сократится. При этом инфляция в секторе добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в мае оценивается в 9,1% против 1,2% в обрабатывающих отраслях, а в июне и июле ожидается на уровне соответственно 10,4 и 8,6% (в обрабатывающей промышленности — соответственно 1,3 и 1,4%).
Сравнение не в нашу пользу. На первый взгляд получается, что инфляция в России, по крайней мере в последний месяц, определяется преимущественно рыночными факторами, и правительство вряд ли что может здесь предпринять. Но если сравнить последствия непрерывного увеличения цен со стороны нефтяного сектора в России с другими странами, то инертность правительства будет выглядеть неоправданной. Формально топливная инфляция и ускорение темпов общего уровня цен в крупнейших странах — импортерах нефти должны быть не меньше, чем в России. Однако этого не происходит.
Например, в США, крупнейшем мировом потребителе нефти, потребительская инфляция в марте составила 0,5%, в апреле — 0,4%, в значительной степени действительно отразив повышательную динамику цен на бензин в тот период. Но к концу мая цена сырой нефти на Нью-Йоркской бирже сократилась до $51/баррель против $57/баррель в начале апреля. Как результат средняя цена бензина в США упала с апрельского пикового значения в $2,28/галлон до $2,11/галлон к концу мая. Напомним, что в России в этот же период внутренние топливные цены неуклонно шли вверх.
Другой пример — Китай. По прогнозам ОЭСР, инфляция в этой стране по итогам 2005 года составит 4,0% при темпе экономического роста в 9,0%. Опять-таки значение темпов роста цен явно ниже, чем в России. Более того, достигнуто оно здесь на фоне стремительного увеличения денежной массы и падения реальной стоимости национальной валюты. Только за первый квартал 2005 года объем золотовалютных резервов в Китае вырос на $49,2 млрд. Эффективный же валютный курс юаня относительно валют торговых партнеров сократился с начала года более чем на 3,0%. Для сравнения: в России, напротив, в этот период наблюдалось укрепление реальной стоимости национальной валюты. Эффективный курс рубля за первые четыре месяца по отношению к валютам основных торговых партнеров вырос на 6,7%, то есть более высокие темпы инфляции в нашей стране наблюдались на фоне формально более благоприятной монетарной обстановки.
Фискальная политика. Конечно же, проведенные сравнения не совсем корректны. В первом случае из-за несопоставимого уровня экономического развития США и России, во втором — в силу высокой зарегулированности китайской экономики. Однако они все-таки позволяют поставить вопрос о том, почему российские предприятия, в частности предприятия ТЭКа, столь склонны к устойчивому наращиванию цен. Как правило, все огульно винят в этом монополизм в отечественной промышленности. Но, на наш взгляд, дело не только и не столько в нем, сколько в правовых условиях хозяйственной жизни российского реального сектора.
Одной из самых очевидных характеристик существующего положения вещей является формат налогового администрирования в России. Согласно данным Федеральной налоговой службы, за первые четыре месяца 2005 года объем налоговых поступлений в бюджет нашей страны в полтора раза превысил показатели аналогичного периода прошлого года. При этом ключевую роль в фискальной прибавке сыграли «доначисления по результатам контрольных мероприятий по ряду крупнейших налогоплательщиков», то есть взыскание налоговых недоимок, штрафов и пеней за предыдущие годы.
Налоги и конъюнктура. Но, обеспечивая себе комфортные условия, чиновники тем самым создают проблемы производителям. Для бизнеса склонность государственных мужей к установлению фискальных рекордов делает практически невозможным сколько-нибудь осмысленное долгосрочное инвестиционное планирование в России. В результате вместо расширения производства, чреватого пристальным вниманием со стороны фискалов, в большинстве случаев, особенно для «крупнейших налогоплательщиков», обладающих монопольной властью на своих рынках, более безопасным оказывается повышение цен, пусть даже сопровождающееся появлением избыточных мощностей, формированием избыточных запасов готовой продукции и некоторым сокращением объема сбыта.
Для справки: согласно опросам ИЭПП, к маю 2005 года каждое четвертое российское предприятие характеризовалось избыточными по отношению к спросу производственными мощностями, тогда как еще полгода назад таких компаний было менее 20,0%. Параллельно более чем на 20 процентных пунктов с начала года вырос показатель объема запасов готовой продукции в промышленности, достигнув тем самым максимального за последние два года уровня.
Выводы и прогноз. Таким образом, при более пристальном рассмотрении выходит, что правительство все-таки несет львиную долю ответственности даже за, казалось бы, чисто рыночные инфляционные процессы. И решение здесь, к сожалению, может быть найдено не в формальных антиинфляционных мерах монетарного или административного толка, а в реальном изменении курса экономической политики в стране. Борьба с инфляцией в России будет эффективна лишь тогда, когда инвесторы перестанут бояться вкладывать деньги в производство, на рынок начнут выходить новые предприятия, будут появляться новые продукты и услуги активно конкурирующих между собой компаний и когда каждый процент изменения цены будет зависеть от собственной рыночной позиции производителя, а не от чиновников.
В отсутствие же этих изменений придется мириться с высокой динамикой цен, списывая все на алчность топливно-энергетических компаний. По предварительной оценке, в июне прирост индекса потребительских цен составит 1,1%; рассчитываемый нами агрегированный индекс инфляции — также 1,1%. В июле уровень инфляции по первому показателю составит 1,0%; по второму — 1,4%.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ
Показатели
Доля отдельных составляющих инфляции, %
Вклад в инфляцию, процентные пункты
2004
2005
2004
2005
январь-май
январь-июль (прогноз)
январь-май
январь-июль (прогноз)
Прирост потребительских цен на:
продовольственные товары
46,6
44,0
44,6
5,4
3,2
4,3
непродовольственные товары
32,3
33,8
33,5
3,8
2,5
3,2
платные услуги населению
21,1
22,2
21,9
2,5
1,6
2,1
Всего
100,0
100,0
100,0
11,7
7,3
9,6
Прирост цен производителей на:
добычу полезных ископаемых
24,6
24,1
23,6
7,1
2,3
3,4
обрабатывающие производства
65,1
65,5
65,2
18,7
6,1
9,4
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
10,3
10,4
11,2
3,0
1,0
1,6
Всего
100,0
100,0
100,0
28,8
9,4
14,4
Источники: Росстат, ИЭ РАН
Журнал «Финанс.» № 22 (112) 13-19 июня 2005 — Государство
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.