Нездоровый приоритет

Втекущем году правительство планирует выделить на «Здоровье» 107 млрд рублей – на 70% больше, чем в 2006-м. Это примерно половина средств, предусмотренных на четыре вместе взятых нацпроекта.

Клиника конкурсов. Вот уже больше года прошло с тех пор, как правительство утвердило перечень федеральных центров высоких медицинских технологий, которые планировалось построить в восьми российских городах. Предполагалось, что медцентры в Астрахани, Пензе, Краснодаре и Чебоксарах будут сданы уже в 2006 году. В Федеральной адресной инвестиционной программе на строительство зарезервировали 12,6 млрд рублей. Однако уже спустя два месяца конкурс по выбору подрядчика был признан несостоявшимся. Рассмотрев представленные предложения, комиссия установила, что «ни один из участников не представил заявку, полностью удовлетворяющую всем условиям конкурса». В ведомстве Михаила Зурабова пообещали предпринять еще одну попытку осенью и завершить строительство первых центров в начале 2007 года. Но затем в Минздравсоцразвития взяли продолжительную паузу: сотрясание воздуха громогласными заявлениями сошло на нет, а региональные власти скромно сообщали, что работы ведутся. Почему бы и нет: нулевой цикл строительства был возложен именно на них.

В Федеральном агентстве по здравоохранению, куда корреспондент «Ф.» обратился за комментарием, сообщили, что повторный тендер был-таки проведен в начале нынешнего года и застройщик наконец определен. Однако представители ведомства категорически отказываются называть победителя, ссылаясь на то, что соответствующее положение правительства только «готовится к публикации».

Скорее всего затягивание строительства связано с кадровыми перестановками: нынешний глава Росздрава Юрий Беленков занял свой пост в конце прошлого года и принялся разбираться с непростым наследием прежнего руководства. В частности, были сдвинуты сроки конкурса по закупке лекарственных препаратов. Результаты некоторых конкурсов были просто отменены. В частности, это произошло с поставками машин «скорой помощи». В 2006 году в регионы было направлено более 6 тыс. новых карет, которые обошлись бюджету в 3,6 млрд рублей. Но проблема в том, что качество «газелей», которые медики получали по нацпроекту, оставляло желать много лучшего. Сотрудники «скорых» жаловались на слишком короткие ремни безопасности в машинах, слишком высокие подножки для входа в салон, неповоротливые носилки и даже отсутствие в некоторых автомобилях необходимого для нормальной работы электричества.

К закупке аппаратуры подошли так же топорно. Денег на нее выделили много, а освоение далось с трудом. Во многих случаях технику – часто устаревшую и некомплектную – регионам просто навязывали. Хотя выяснялось, что нет ни помещений для ее эксплуатации, ни специалистов, умеющих с ней обращаться.

Цена защиты. Конкурсные «странности» не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. По словам руководителя общественной организации «Сообщество людей, живущих с ВИЧ/СПИДом» Михаила Рукавишникова, при проведении тендеров на поставку вакцин для больных некоторые позиции были представлены только одним поставщиком. «В 2006 году лекарства, которые должны были прийти в регионы в феврале, были привезены только к декабрю, – говорит он. – Это было обусловлено проволочками в проведении конкурсов».

На профилактику ВИЧ-инфекций, гепатитов B и С, заявленную в качестве одной из основных задач нацпроекта, в 2006 году было затрачено 3,1 млрд рублей. В этом году должны израсходовать уже 7,7 млрд рублей. Однако, как отмечает Михаил Рукавишников, обеспечение больных людей вакцинами не сопровождается оказанием должной помощи в адаптационный период. «В 2006 году от лечения неожиданно отказались 1,5 тыс. человек. Основная причина заключалась в том, что прием дорогостоящих лекарств вызывает побочные эффекты. Но терапевтическое лечение не должно прерываться: это грозит для больных появлением резистентности (невосприимчивости вируса к лечебным препаратам). В конце 90-х мы уже привезли на Запад это явление в виде резистентного туберкулеза. На этот раз ситуация может повториться».

Мамы и капиталы. Родовой сертификат, дающий право на оплату медицинских услуг беременным и роженицам, стал предметом особой гордости властей. В прошлом году будущим мамам выдали таких документов на 10 млрд рублей. По статистике услуги по родовым сертификатам оказаны 90% рожениц, а число умерших детей в возрасте до одного года уменьшилось на 6,8%.

Но и тут не обходится без проблем. В конце прошлого года эффективность нацпроекта в сфере родовспоможения оценивали эксперты Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). В результате проведенных ими социологических опросов выяснилось, что далеко не все женщины, участвующие в программе, знают о своем праве выбора женской консультации и роддома, где они могут получить услуги. «Женщинам просто-напросто диктуют условия родов, невзирая на то, что программа «Родовой сертификат» уже в действии, – говорит председатель КонфОП Дмитрий Янин. – Рожать где хочется можно либо за деньги, либо «по блату». Например, в Екатеринбурге, по данным КонфОП, число женщин, не осведомленных о своих новых правах, составило 46%. Гораздо лучше дело обстоит в Перми: там о праве выбора не знали только 6%. Кроме того, государственная программа не исключает оказания платных услуг, таких как присутствие родных и близких при родах. Между тем этот фактор очень важен, отмечает Дмитрий Янин. Врачи внимательнее относятся к пациенткам при посторонних: не грубят, не давят на них, а самое главное – лучше выполняют свою работу.

Материнский капитал – еще одна излюбленная тема чиновничьих рапортов – был задуман правительством для стимулирования демографии в поддержку нацпроекта «Здоровье». С начала 2007 года каждой женщине, родившей второго или третьего ребенка, должны выделять 250 тыс. рублей. Правда, воспользоваться деньгами мамы смогут только через три года, и способы использования капитала ограничены фантазией чиновников. По данным Пенсионного фонда, к середине марта заявки на получение материнского капитала оформили 12 тыс. россиянок, около 2 тыс. сертификатов уже выданы. В бюджете 2010 года власти обещают зарезервировать 131,8 млрд рублей – больше, чем планируют потратить на весь нацпроект «Здоровье».

По мнению исполняющего обязанности руководителя Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Росмедтехнологий Леонида Кузьмичева, большинство семей со средним достатком посчитают сумму в 250 тыс. рублей незначительной. Тем более что на ранней стадии развития ребенка, в один из самых сложных периодов для родителей, лечение, уход и покупку дорогостоящих товаров нужно будет обеспечивать самим. «Я думаю, что материнский капитал может лишь стимулировать рождаемость в маргинальных слоях населения», – говорит Леонид Кузьмичев.

Между тем повод отчитаться об успехах у правительства наверняка найдется. В 2006 году демографические показатели уже пошли на поправку: число родившихся возросло по сравнению с предыдущим годом на 1% (16,1 тыс. человек), число умерших уменьшилось на 6% (137,4 тыс. человек). В результате естественная убыль населения сократилась на 17,3% до самого низкого уровня за последние семь лет. Однако статистика говорит и о другом. Тенденция стабилизации рождаемости наметилась еще в 2004 году и вряд ли может считаться результатом нацпроекта. По мнению директора Независимого актуарного информационно-аналитического центра Валерия Баскакова, на увеличение рождаемости повлияло множество разных факторов, в том числе и фактор «отложенного материнства». «Долгое время в стране были экономический спад, разруха, – отмечает эксперт. – Благосостояние людей постоянно падало. Соответственно не все могли рожать: детей содержать было не на что. Сейчас наметился экономический рост, и многие пары, словно пытаясь успеть на уходящий поезд, начинают реализовывать свои планы по рождению так называемых “отложенных” детей». По мнению Валерия Баскакова, оценивать влияние нацпроекта на рождаемость можно будет через два-три года.

Зато результаты выбранной правительством схемы повышения оплаты труда медработников уже налицо. Они в точности совпали с ожиданиями экспертов. Денег в рамках нацпроекта добавили врачам первичного звена – участковым, терапевтам, врачам общей практики. Их зарплата в 2006 году выросла в среднем в 2,2 раза. А вот у врачей-специалистов в амбулаторно-поликлинических учреждениях зарплата увеличилась всего в 1,8 раза. В результате в обычной городской поликлинике участковый может заработать в среднем 14–15 тыс. рублей, а специалист – всего 7–8 тыс. Неудивительно, что дефицит участковых во многих медицинских учреждениях значительно сократился. Зато очереди на прием к узким специалистам, с которыми и прежде было туго, растягиваются на недели.

Журнал «Финанс.» №15(201) 16-22 апреля 2007 — Экономика
Елизавета Серьгина

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.