Последние назначения ясно показывают: для Владимира Путина наконец стал очевиден тот факт, что правительство в предыдущем составе работать эффективно неспособно. А контролировать каждый шаг из администрации президента слишком сложно, а поэтому тоже неэффективно.
Проводя так называемую административную реформу, Владимир Путин допустил ряд управленческих ошибок. В шахматах после таких ошибок в дебюте ставят детский мат. Вспомним эти ошибки — на них можно учиться и корпоративным менеджерам.
#Ошибка № 1. В марте 2004 года фактически сам президент назначил как премьер-министра, так и других ключевых членов кабинета. Возможностей по формированию собственной лояльной команды у Михаила Фрадкова не было. То есть авторитет премьера изначально был поставлен под сомнение. Не он назначил министров, не ему их и снимать. При такой постановке вопроса о нормальной субординации речь идти не может. Более того, затруднено оказалось даже нормальное взаимодействие между министрами, по сути, получившими карт-бланш от президента. «Мы столкнулись с проблемой невозможности договариваться на уровне министров», — озвучил эту проблему в четверг Михаил Фрадков.
#Ошибка № 2. Подчиненный не должен становиться над бывшим начальником. Несколько лет назад Михаил Фрадков фактически находился в подчинении у министра экономического развития и торговли Германа Грефа; чиновники любят байку про то, как последний якобы выгонял первого с совещаний. Отношения, разумеется, не заладились после того, как уже Михаил Фрадков стал руководить Германом Грефом.
Аналогично с Алексеем Кудриным. С мая 2000 года он работал вице-премьером, для которого директор готовящейся к расформированию Федеральной службы налоговой полиции Михаил Фрадков был достаточно мелкой сошкой. В марте 2003 года Михаил Фрадков и вовсе сошел со сцены, уехав в Брюссель работать полпредом России при ЕС. Должность, надо сказать, предпенсионная. Однако через год вернулся: лояльного чиновника с опытом, но без амбиций и, что немаловажно, непитерского (премьер с города на Неве был бы явным перебором после того, как три из четырех главных государственных должностей уже заняли питерцы Владимир Путин, Сергей Миронов и Борис Грызлов) в России больше не нашлось.
#Ошибка № 3. Понижения в должностях. Алексей Кудрин, Виктор Христенко и Алексей Гордеев в 2004 году из вице-премьеров превратились просто в министров. А большое количество ставок заместителей министров было сокращено. В результате часть заместителей стали директорами департаментов, а некоторые обиделись и ушли из министерств. Очевидно, что понижение в должности является деморализующим фактором для любого человека.
#Тройная ставка. Через 20 месяцев Владимир Путин начал исправлять ошибки. Приход на пост первого вице-премьера Дмитрия Медведева все-таки сдвинет центр принятия решений из администрации в правительство, хотя, безусловно, ключевые вопросы будет контролировать лично президент. Также есть шанс, что Дмитрий Медведев наведет порядок в бюджетной политике и новые национальные проекты не станут «прожектами» (стр. 12-27). Мы позитивно расцениваем и повышение Сергея Иванова до ранга вице-премьера, и увеличение числа заместителей министров с двух до четырех. Ну и, возможно, ключевым со временем станет назначение губернатора Тюменской области Сергея Собянина руководителем администрации президента. Если он утолит кадровый голод президента, то вполне может стать ключевым кандидатом на роль преемника. В отличие от большинства «питерских» 47-летний Сергей Собянин имеет опыт побед на выборах.
Журнал «Финанс.» № 43 (133) 21-27 ноября 2005 — Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.