Россия два года подряд занимала первое место в рейтинге наиболее привлекательных развивающихся стран для инвестиций в розничную торговлю (список готовит консультационная фирма A.T. Kearney). По итогам 2004 года страна опустилась на одну строчку вниз. Аналитики считают, что минусом ведения розничного бизнеса в России является относительно низкая норма прибыли, что в сочетании с высокой стоимостью недвижимости не позволяет получить достаточно большую прибыль.
Но западных ритейлоров этот факт не останавливает. В России уже присутствуют Metro, Auchan, Rewe, OBI и IKEA. В июне этого года руководство крупнейшей розничной сети Wal-Mart заявило о расширении бизнеса в Восточной Европе и в частности в России. Аналитики, которые несколько лет назад прогнозировали, что зарубежные гиганты просто «растопчут» российские сети, теперь считают, что местные игроки смогут дать бой иностранцам.
Труднее всего зарубежным компаниям придется в сегменте торговли бытовой техники. Лидеры рынка — «Эльдорадо», «М. Видео», «Техносила» (группа СВ) и «Магазины электроники Мир» — поделили московский рынок и активно развивают региональную экспансию. Остальным игрокам в этом сегменте в среднесрочной перспективе придется либо выйти из бизнеса, либо продать свои активы кому-то из «большой четверки». Первые шаги в сторону консолидации рынка уже сделаны. Бывший лидер — торгово-финансовая группа «Партия», владевшая одноименной сетью, — фактически полностью свернул торговлю.
В отличие от бытовой техники на продуктовом рынке места пока хватает всем. Лидерство в этом сегменте удерживают два дискаунтера: «Пятерочка» — по торговому обороту, а «Тандер» (сеть «Магнит») — по общему количеству магазинов. Обе компании вышли из регионов: «Пятерочка» из Санкт-Петербурга, а «Тандер» из Краснодарского края. Кроме того, в прошлом году «Пятерочка» преодолела планку торгового оборота в $1 млрд, а «Тандер» вплотную к ней приблизился ($997 млн). Оборот крупнейшего столичного продуктового ритейлора «Перекрестка» составил $766 млн. В продуктовой рознице достаточно крепки позиции иностранных сетей. Крупнейшей российской компанией розничной торговли является «дочка» немецкой группы Metro. Кроме нее в рейтинге «Финанс-500» присутствуют французский «Ашан» и турецкая «Рамэнка» (сеть «Рамстор»).
Пожалуй, самый динамичный сегмент ритейла — торговля цифровыми устройствами. Последние несколько лет основные игроки рынка удваивают собственные обороты. Но в этом году динамика роста может ухудшиться. В августе управление «К» Министерства внутренних дел перекрыло крупный канал контрабанды мобильных телефонов. За действиями правоохранительных органов последовал рост цен на средства связи. Участники рынка заявили о том, что они не имеют никакого отношения к «серым» схемам поставок товара, а также о планах по прямому, без посредников, импорту цифровых устройств.
Работа торговых сетей с производителями по новым правилам еще больше может ускорить процессы консолидации в индустрии. Первая тройка — «Евросеть», «Связной» и Dixis — оторвалась от других участников рынка. Мелкие игроки видят спасение в объединении под единым брэндом по программе франчайзинга («Цифроград»), либо принимают решение о продаже компании («Техмаркет»).
КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Место
Компания
Выручка в 2004 г., млн руб.
Рост выручки, %
Выручка в 2003 г., млн руб.
Чистая прибыль в 2004 г.,
1
Метро кэш энд керри
33 680
83
18 381
590
2
Пятерочка
31 864
37
23 324
2 132
3
Группа компаний Рольф
31 230
87
16 695
1 729
4
ТИГ Эльдорадо
29 200
5
Тандер
24 362
62
15 084
1
6
Ашан
24 074
121
10 872
342
7
Торговый дом Евросеть
23 950
238
7 077
263
8
М. Видео
21 600
9
Перекресток холдингс
19 016
66
11 460
485
10
Автомир
16 000
Журнал «Финанс.» № 33 (123) 12-18 сентября 2005 — Главная тема
Игорь Терентьев
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.