— Почему на смену научной фантастике приходит более легкий жанр фэнтези?
— Я думаю потому, что нынешний молодой читатель устал от реальной жизни и ему хочется сказки, простых эмоций, бездумных приключений, вообще «чтобы было весело и ни о чем не надо было думать». Это, между прочим, довольно типичное свойство массового читателя, нравится нам это или нет.
— Что, на ваш взгляд, писатель должен и чего не должен делать ради коммерческого успеха книги?
— Вообще-то, приличному писателю не следует слишком много думать о коммерческом успехе. Думать надо о том, чтобы поточнее выразить свои мысли и чувства, причем так, как никто до него этого не делал. Важен успех у читателя думающего, квалифицированного, с хорошим вкусом, а таких всегда меньшинство. Если при этом и коммерческий успех имеет место, хорошо и даже великолепно, но главное все-таки совсем в другом.
— Чем писатель С. Витицкий (псевдоним БНС, имя не уточняется. — «Финанс.») отличается от писателя Бориса Стругацкого?
— Да ничем особенным. Он пишет романы, а Б. Стругацкий — интервью.
— Есть ли пределы для воображения? Может ли фантаст выйти за ограничения земных представлений о реальности?
— Нет, за пределы реальности он выйти не может. Все, что писатель способен придумать, либо существовало, либо существует где-нибудь в безграничной Вселенной, либо будет когда-нибудь и где-нибудь существовать.
— Как происходит рождение фантастического образа? Что может служить импульсом, толчком?
— Все что угодно. Например, повесть «Малыш» возникла у нас совершенно неожиданно — из случайного вопроса: «А что было бы, если бы человеческого детеныша воспитали негуманоиды?» А роман «Поиск предназначения» — из недоумения: как это мы ухитрились уцелеть и дожить до наших лет, если каждый из нас мог погибнуть в молодости двадцать раз и по самым разным причинам?
— Что из последних достижений науки вас особенно поразило? Удалось ли вам какие-то из них предугадать? Влияют ли новейшие научные открытия на тематику фантастических произведений?
— Я очень давно уже не слежу систематически за развитием науки. И достижения науки давно уже перестали быть для меня источником идей и сюжетов. Сейчас вообще осталось мало писателей, которых интересует НАУЧНАЯ фантастика. Слишком велико разочарование в способности и возможностях науки сделать человечество счастливым.
— В интервью вы часто высказывали мысль, что разочаровались в утопии Мира Полудня (роман «Полдень, XXII век». — «Финанс.»). Не вызывают ли реалии сегодняшнего дня желания создать этакий Мир Полуночи — роман-антиутопию в духе Оруэлла, Замятина, Хаксли?
— Откровенно говоря, антиутопии уже основательно поднадоели. Сколько можно? Ясно же, что будущее не будет ни очень хорошим, ни очень плохим. Оно будет чуждым и неудобопонятным.
— Хотели бы вы оказаться на месте какого-либо из героев ваших романов? Вживаетесь ли в создаваемые образы или относитесь к ним отстраненно?
— Каждый писатель (если он не полный халтурщик) — сродни артисту. Он обязательно вживается в своего героя и старается жить его жизнью. Так что мне не надо «хотеть оказаться на месте какого-либо из героев» — я уже на этом месте побывал.
— Какое желание загадали бы, если бы в ваших руках оказался-таки Золотой шар, исполняющий заветное желание?
— Здоровья друзьям, здоровья родным, здоровья себе.
— Ваш брат, Аркадий Натанович, много переводил японских авторов (Кобо Абэ, Рюноскэ Акутагаву). Отразились ли как-то восточные мотивы на вашем совместном творчестве? Что вам ближе — Восток или Запад?
— Конечно, восточные, главным образом японские мотивы в наших произведениях присутствуют. Например, среди наших героев японцы встречаются довольно часто. Но ближе нам, конечно, Запад. Мы — западники по своему мировоззрению.
— Кто-то из современных авторов способен поразить вас своим творчеством, вызвав приступ белой зависти?
— Такие случаи бывали, но очень редко. Сейчас никого, кроме Михаила Афанасьевича Булгакова, я вспомнить не могу. Правда, можно ли назвать его «современным»?
— Произведения Аркадия и Бориса Стругацких, как правило, содержат в себе некий социальный подтекст. А насколько привлекает социальная тематика современных авторов-фантастов?
— Многих привлекает. Евгения Лукина, например. Или, скажем, Андрея Столярова. Или Вячеслава Рыбакова… Многих.
— Вы как-то сказали, что занимаетесь фантастикой скорее по обязанности. Вы устали от фантастики? Пробовали ли вы себя в других жанрах?
— Разве что в жанре интервью. Тут у меня, прямо скажем, большой опыт.
Журнал «Финанс.» № 7 (14-20 апреля 2003) — Личное
Беседу вела Юлия Гордиенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.