Читателю хочется сказки

– Почему на смену научной фантастике приходит более легкий жанр фэнтези?

– Я думаю потому, что нынешний молодой читатель устал от реальной жизни и ему хочется сказки, простых эмоций, бездумных приключений, вообще “чтобы было весело и ни о чем не надо было думать”. Это, между прочим, довольно типичное свойство массового читателя, нравится нам это или нет.

– Что, на ваш взгляд, писатель должен и чего не должен делать ради коммерческого успеха книги?

– Вообще-то, приличному писателю не следует слишком много думать о коммерческом успехе. Думать надо о том, чтобы поточнее выразить свои мысли и чувства, причем так, как никто до него этого не делал. Важен успех у читателя думающего, квалифицированного, с хорошим вкусом, а таких всегда меньшинство. Если при этом и коммерческий успех имеет место, хорошо и даже великолепно, но главное все-таки совсем в другом.

– Чем писатель С. Витицкий (псевдоним БНС, имя не уточняется. – “Финанс.”) отличается от писателя Бориса Стругацкого?

– Да ничем особенным. Он пишет романы, а Б. Стругацкий – интервью.

– Есть ли пределы для воображения? Может ли фантаст выйти за ограничения земных представлений о реальности?

– Нет, за пределы реальности он выйти не может. Все, что писатель способен придумать, либо существовало, либо существует где-нибудь в безграничной Вселенной, либо будет когда-нибудь и где-нибудь существовать.

– Как происходит рождение фантастического образа? Что может служить импульсом, толчком?

– Все что угодно. Например, повесть “Малыш” возникла у нас совершенно неожиданно – из случайного вопроса: “А что было бы, если бы человеческого детеныша воспитали негуманоиды?” А роман “Поиск предназначения” – из недоумения: как это мы ухитрились уцелеть и дожить до наших лет, если каждый из нас мог погибнуть в молодости двадцать раз и по самым разным причинам?

– Что из последних достижений науки вас особенно поразило? Удалось ли вам какие-то из них предугадать? Влияют ли новейшие научные открытия на тематику фантастических произведений?

– Я очень давно уже не слежу систематически за развитием науки. И достижения науки давно уже перестали быть для меня источником идей и сюжетов. Сейчас вообще осталось мало писателей, которых интересует НАУЧНАЯ фантастика. Слишком велико разочарование в способности и возможностях науки сделать человечество счастливым.

– В интервью вы часто высказывали мысль, что разочаровались в утопии Мира Полудня (роман “Полдень, XXII век”. – “Финанс.”). Не вызывают ли реалии сегодняшнего дня желания создать этакий Мир Полуночи – роман-антиутопию в духе Оруэлла, Замятина, Хаксли?

– Откровенно говоря, антиутопии уже основательно поднадоели. Сколько можно? Ясно же, что будущее не будет ни очень хорошим, ни очень плохим. Оно будет чуждым и неудобопонятным.

– Хотели бы вы оказаться на месте какого-либо из героев ваших романов? Вживаетесь ли в создаваемые образы или относитесь к ним отстраненно?

– Каждый писатель (если он не полный халтурщик) – сродни артисту. Он обязательно вживается в своего героя и старается жить его жизнью. Так что мне не надо “хотеть оказаться на месте какого-либо из героев” – я уже на этом месте побывал.

– Какое желание загадали бы, если бы в ваших руках оказался-таки Золотой шар, исполняющий заветное желание?

– Здоровья друзьям, здоровья родным, здоровья себе.

– Ваш брат, Аркадий Натанович, много переводил японских авторов (Кобо Абэ, Рюноскэ Акутагаву). Отразились ли как-то восточные мотивы на вашем совместном творчестве? Что вам ближе – Восток или Запад?

– Конечно, восточные, главным образом японские мотивы в наших произведениях присутствуют. Например, среди наших героев японцы встречаются довольно часто. Но ближе нам, конечно, Запад. Мы – западники по своему мировоззрению.

– Кто-то из современных авторов способен поразить вас своим творчеством, вызвав приступ белой зависти?

– Такие случаи бывали, но очень редко. Сейчас никого, кроме Михаила Афанасьевича Булгакова, я вспомнить не могу. Правда, можно ли назвать его “современным”?

– Произведения Аркадия и Бориса Стругацких, как правило, содержат в себе некий социальный подтекст. А насколько привлекает социальная тематика современных авторов-фантастов?

– Многих привлекает. Евгения Лукина, например. Или, скажем, Андрея Столярова. Или Вячеслава Рыбакова… Многих.

– Вы как-то сказали, что занимаетесь фантастикой скорее по обязанности. Вы устали от фантастики? Пробовали ли вы себя в других жанрах?

– Разве что в жанре интервью. Тут у меня, прямо скажем, большой опыт.

Журнал «Финанс.» № 7 (14-20 апреля 2003) – Личное
Беседу вела Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.