Интуитивный бизнес

Есть ли рынок? Задав вроде бы элементарный вопрос о том, на каком этапе развития находится российский кинобизнес, «Ф.» получил разнообразные и любопытные ответы. Производители были гораздо более суровы и безапелляционны в оценках, чем прокатчики и показчики (кинотеатры) — и это получило свое объяснение. Например, продюсер Игорь Толстунов дал такое иронично-печальное определение: «Кинобизнес в индустриальном смысле представляет собой странное, недоразвитое существо. Некоторые части его тела развиваются нормально и быстро и функционируют вполне по-рыночному — это прокат и кинопоказ. В этих сегментах есть товар, в первую очередь в виде американского кино — на нем эти замечательные звенья индустриального процесса в основном и существуют. И есть российское кинопроизводство, периодически радующее нас успехами, но они, к сожалению, не носят характера стабильного и не столь значительны по объему, как хотелось бы».

Производители обеспокоены: за шесть месяцев 2006 года появилось только 4-5 российских фильмов, признанных успешными, остальные возложенных на них надежд не оправдали. А для нормального функционирования рынку нужны два кассовых хита отечественного производства в месяц, но, по мнению скептически настроенных экспертов, до этого еще далеко — принципиально важно, чтобы ежемесячно выходил как минимум один безусловно успешный фильм. Какие ленты можно отнести в элитную категорию «успешные»? Картины, собирающие в прокате от $5-6 млн и выше и возвращающие если не все, то хотя бы часть затрат на собственное производство. Хотя, безусловно, многое зависит от бюджета. Если он составляет $3-4 млн, то нужно зарабатывать $10 млн. «Сегодня уже можно смело говорить: ленты, окупающие себя, у нас есть, — добавляет Игорь Толстунов. — В этом сезоне все успешные картины прибыльны для правообладателя — в их числе «Дневной дозор», «Сволочи», «Бумер. Фильм второй», «Питер FM» и, возможно, «Охота на Пиранью»». Но много и откровенных провалов. Для сравнения: фильм Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной» собрал около $300 тыс., а выставленный на «Оскар» от России «Итальянец» — смешные $5,5 тыс.

Как считает заместитель гендиректора компании «Централ Партнершип» Георгий Малков, кинобизнес находится в стадии становления: «Именно сейчас происходит переосмысление кино: если оно предназначено для широкого проката — это продукт, а не искусство. Как бы это кого-то не коробило. Аудитория есть, ее ожидания более или менее понятны, количество кинотеатров и территория кинотеатрального охвата растет. Значит, рынок есть — необходимо сделать более технологичным и коммерчески ориентированным процесс производства фильмов». Ряд специалистов осторожно называют современный российский кинобизнес опытным производством: там очень много неуверенных ходов, проб и ошибок.

А вот директор департамента PR и рекламы кинокомпании «Вест» Елена Шнеерсон считает, что ежегодный прирост рынка говорит о стремительном развитии кинобизнеса. Однако она не решается прогнозировать дальнейшую судьбу рынка: «Многие вещи мы вообще не можем оценить. Во-первых, неизвестно, что будет с российской экономикой в целом, во-вторых, непонятно, учитывает ли кто-то в своих оптимистических прогнозах дикую демографическую яму, к которой приблизился кинопрокат. С каждым годом она будет накрывать нас все больше и больше — приток кинозрителей будет иссякать. Ведь основной посетитель кинотеатров — молодежь».

Кино — бизнес странный и рискованный, интуитивный. Здесь трудно в чем-то быть стопроцентно уверенным. Он подвержен постоянным кризисам — тотально нет хороших сценариев, сложно предугадать, какие картины захочет смотреть зритель через два года. «Сегодня в России производство кино не является бизнесом, приносящим прибыль своим владельцам, — уверяет президент кинокомпании «Царь Пикчерз» Александр Изотов. — Скорее речь может идти о заведомо убыточном бизнес-проекте — он может стать прибыльным в случае выделения государственных дотаций или привлечения средств телеканалов, потраченных на массовую рекламу». Другой точки зрения придерживается директор по инвестициям компании «Инвесткинопроект» (владеет сетью развлекательных центров «Киноплекс») Андрей Головин: «Хлеба и зрелищ — этого лозунга никто не отменял. Индустрия на подъеме — по всему видно. Если есть где показывать, значит, появятся деньги на съемку. В 90-е годы вложения в кино носили меценатский характер — деньги вкладывали, не думая об их возврате, или уходили таким образом от налогов. А сейчас делать кино просто выгодно, если этот бизнес правильно отстроен и грамотно отрегулированы издержки».

Ничего личного. Производители любят рассуждать на тему, как прокатчики и в особенности директора кинотеатров не жалуют отечественное кино, предпочитая ему проверенное западное. Это соответствовало действительности 5-10 лет назад, когда создатели российских фильмов абсолютно не заботились о продвижении своих «шедевров» на рынок — предварительно не извещали кинотеатры о выходе ленты, не тратились на рекламу и не занимались пиаром. Теперь все изменилось — производители пошли навстречу показчикам, охотно работают с ними на разнообразных кинорынках и форумах. Коммерческий директор кинокомпании «Роспофилм Груп» Геннадий Ремизов объясняет: «Прокатчикам и показчикам выгоднее работать с блокбастерами, имеющими мощную рекламную и информационную поддержку. Но такими фильмами могут быть как зарубежные, так и отечественные картины. Директора кинотеатров не заинтересованы и не должны быть заинтересованы альтруистически помогать российскому кино. Для них это бизнес, а не меценатство».

Заветные цифры. На российском кино стали зарабатывать нестыдные деньги, причем не только дистрибьюторы и владельцы крупных киносетей, но и производители фильмов. Сколько от кассовых сборов получают прокатчики, показчики, а сколько возвращается создателям? Обычная схема такова: половина кассовых сборов остается у кинотеатров (иногда сети умудряются «оттяпать» у правообладателя 55%), дистрибьютор получает 7,5%, а 42,5% от них зарабатывают создатели картины. Соотношение может меняться в зависимости от индивидуальных договоренностей трех сторон. «Кто действительно зарабатывает сегодня на кино — сложный вопрос. Однозначно свой процент получают дистрибьюторы, а что касается российских производителей, здесь все довольно туманно — очень сложно подсчитать, сколько стоил тот объем рекламы и пиар-поддержки, которую дают телеканалы-создатели своим проектам, а соответственно и высчитать чистую прибыль», — рассуждает генеральный директор коммуникационной группы «Планета Информ» Дмитрий Литвинов.

Игорь Толстунов поделился с «Ф.» реальными цифрами: «Бюджет фильма «Питер FM» — $1,1 млн. Затраты на выпуск и рекламу — около $1,3 млн. Кассовые сборы в России и на Украине — без малого $7,8 млн. Остальные заработки — от продажи прав на телевидение и от выпуска картины на DVD. В принципе мы рассчитываем на 1,5-2 млн чистого дохода».

И еще несколько примечательных цифр: в общемировой практике от продажи фильма на DVD производитель получает в 2-3 раза больше, чем от кинопроката, в России продажа легального видео приносит создателям всего около 5% от прокатных сборов.

Раскрути меня. Чем можно объяснить беспрецедентный успех таких успешных лент, как «9 рота» и «Дневной дозор»? Вряд ли одной телеподдержкой, пусть мощной и почти круглосуточной. Были фильмы, рекламируемые на телевидении ничуть не меньше, например «Статский советник», но такой кассы не делали. Или те, за чьей спиной не стоял конкретный телеканал, а сборы были более чем приличными, к примеру «независимые» «Сволочи», вышедшие в этом году, в прокате собрали около $10,5 млн — по российским меркам очень неплохой результат. Может, многое объясняется дорогущими спецэффектами? Но ведь «Питер FM» — камерное кино о любви, акварельное, воздушное и малобюджетное, тоже входит в пятерку кассовых лидеров 2006-го.

В случае и с «9 ротой», и с «Дневным дозором» было тщательно продуманное, профессиональное продвижение картин в прокат — грамотное и всестороннее наступление на зрителя. Создатели военного блокбастера боялись: суровая тема отпугнет женскую аудиторию, а вместе с ней и часть мужской. Поэтому в рекламных роликах акцент делался не на эффекты, взрывы, а на вполне человеческие моменты, а именно на судьбы мальчиков, которые «хотят, чтобы их любили».

Интерес к «Дневному дозору» был подготовлен успехом первой части дилогии и популярностью книг Сергея Лукьяненко. Но создатели сделали гениальный «ход конем», выпустив картину через два часа после боя курантов и справедливо назвав ее «первым фильмом года». Бесконечно длинные праздники, необходимость убивания времени, общение с друзьями, уже успевшими совершить рейд в ближайший кинотеатр, отсутствие газет и журналов, а значит, и критических статей (до официальной премьеры журналистам фильм не показывали).

Конкуренты оценили изящество решения. Уже объявлено: «Централ Партнершип» 1 января 2007-го выпустит в прокат своего многострадального «Волкодава» (его выход откладывается не первый год).

Но есть еще один момент, который нельзя сбрасывать со счетов, говоря об успехе «Дозоров» и «9 роты». В преддверии выхода картин создатели умудрились каким-то образом «договориться» с пиратами, а попытки все-таки выбросить в продажу нелегальные диски с фильмами тут же жестко пресекались милицейскими рейдами. По окончании кинопроката были выпущены лицензионные DVD за приемлемые 199 рублей. «И никто из нас не может посчитать, какой был бы бокс-офис у этих картин, если бы пиратские DVD появились как обычно в день выхода картины или раньше, — справедливо отмечает Елена Шнеерсон. — Мне не очень понятно, как вообще можно договориться с пиратами. Если есть люди, с которыми можно что-то решить, значит, это не хаосные нарушители законов, а крупная коррупционная сеть. И встает вопрос — почему государство не заинтересовано с этим разобраться? Выходит, мы говорим об абсолютно легальном воровстве у продюсеров фильмов как зарубежных, так и российских. Возможно, если бы вопрос с пиратством был бы решен, то и вопрос господдержки российского кино был бы снят с повестки дня».

Для каждого фильма необходимо разрабатывать свою стратегию и тактику выпуска — нужно максимально облегчить путь зрителя к фильму, объяснить ему, на кого лента рассчитана, где, как и почему он должен ее посмотреть. Но пока России еще очень далеко до стройной и мощной системы, существующей в Западной Европе или в Америке. Главное, что должен сделать российский кинематограф в ближайшие годы, — ответить на вызов времени. Заговорить со зрителем на его языке о его жизни. Предложить потребителю максимально разнообразную палитру кинокрасок — от сугубо коммерческого до радикально экспериментального кино. Одними сказками о городских вурдалаках, мифических войнах и криминальных буднях уже явно не отделаешься.

«Ф.» благодарит за помощь в организации съемок кинотеатр «Люксор-Отрадное»

ЦИФРЫ КИНО

$2,5 млн средний рекламный бюджет блокбастера65% российских зрителей — молодые люди от 14 до 21$10 млн должна собрать в прокате картина с бюджетом $3 млн, чтобы окупиться$32 млн заработал в прокате «Дневной дозор» — самый кассовый отечественный фильм$2,6 млн собрал в российском прокате «Сибирский цирюльник» — лидер до 2004 года$365 млн бокс-офис российского кинопроката в 2005 году$500 млн по прогнозам валовой сбор от кинопроката в этом году

Дело о «Роскинопрокате»

В декабре 2005-го Счетная палата РФ (СП) во всеуслышание объявила о своих претензиях к государственной компании «Роскинопрокат», созданной в 2001 году Росимуществом «с целью довести до массового зрителя высокохудожественные кинопроизведения отечественного и зарубежного производства». Аудиторы СП обвинили «Роскинопрокат» в том, что его деятельность неэффективна и абсолютно не оправдывает вложенных в него средств. И хотя нецелевого использования средств обнаружено не было, убытки были названы фантастическими. Привели конкретные цифры, например расходы на прокат фильма Валерия Рубинчика «Кино про кино» в 61 раз превысили доходы, на «Дневник камикадзе» Дмитрия Месхиева потратили в 34 раза больше, а на «Благословите женщину» Станислава Говорухина в 24 раза больше, чем в итоге собрали. И хотя изначально перед госкомпанией не ставилась задача зарабатывать деньги, стоит признать — до массового зрителя ее фильмы точно не доходят.

Журнал «Финанс.» № 26 (163) 10 – 16 июля 2006 — Главная тема
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.