— Юрий Александрович, какие преобразования уже сделаны?
— Создана система, на основе которой будет строиться техническое регулирование в строительстве. Система состоит из трех крупных блоков. Первый — собственно технические регламенты. Они принимаются как законы и являются высшей системой правового регулирования в отрасли. Их не может быть много. Пока это один общий регламент и 16 специальных. Второй блок — система документов добровольного исполнения — ГОСТы. Третий блок — система подтверждения соответствия, то есть процедуры сертификации материалов, застройщиков и др.
— Все создается с нуля или за основу берутся старые нормы?
— Сейчас строительство регулируют около 6 тыс. различных документов. В тысяче из них содержатся нормы обязательного исполнения (нормы права). Например те же СНиПы. В них кроме технических стандартов «зашиты» юридические и правовые. Нам предстоит из этой тысячи документов выделить нормы правового порядка и создать на их основе новую отдельную систему законодательного регулирования отрасли. Затем весь комплекс технических норм должен перекочевать в систему ГОСТов. Вот такая махина: из 6 тыс. документов мы должны сделать 16-20 технических регламентов и 4-5 тыс. ГОСТов. Это самая сложная реформа, которая сейчас происходит в стране. Масштабы ее громадны. И она требует вдумчивой, системной и неспешной работы.
— Когда ожидать первых результатов?
— По плану правительства первые четыре регламента должны быть внесены уже в следующем году. А все остальные — к 2008-му.
— Но закон о техническом регулировании был принят уже два года назад. Почему все так затянулось?
— Это естественная реакция старого правового поля на внедрение новой системы. Если бы мы имели ту сеть НИИ, которая разрабатывала прежние СНиПы и ГОСТы — обширную, гибкую, мобильную, мы бы сделали это быстрее. Но сейчас государственных предприятий, способных этим заниматься, совсем мало. Это не чей-то злой умысел. Просто процесс достаточно сложный. Мы все учимся по ходу реализации реформы.
— Массовость нарушений в строительстве отчасти объясняют тем, что СНИПы устарели и не отвечают реальной ситуации…
— Около 20% СНиПов можно считать устаревшими, но 80% из них по-прежнему делают свое дело. В переходные периоды народ «бежит за рублем» и забывает о качестве. В советское время гонялись за планом и допускали погрешности. А потом выяснялось, что и цемент не тот применили, и проект другой, и «грунт» выбрали неправильный. Такие случаи есть и сейчас.
— Вы хотите сказать, что устаревание СНИПов вообще не влияет на качество строительства?
— Если 20% СНиПов устарели, но являются обязательными, то, конечно, связь с качеством есть. Например, если на строительный рынок завезено огромное количество новых несертифицированных материалов, к которым советские системы сертификации уже неприменимы. Но можно испытать материалы в коммерческих центрах и получить сертификаты, подтверждающие качество. А можно не получить никакой оценки и наугад использовать материал в строительстве. А лет через десять обнаружить, что он теряет свою конструкционную прочность.
— Как реформа будет способствовать повышению качества?
— Большинство технических норм становятся добровольными для применения. То есть любой участник рынка сможет выбрать для себя любой ГОСТ. Будет не важно, каким путем строитель дошел до требуемого результата, например необходимого уровня теплоизоляции. Он мог кирпичную стенку построить в метр толщиной, а мог тоньше, но используя новый теплоизоляционный материал. Такая гибкая система ГОСТов будет поспевать за рынком. Кроме того, новая система сертификации и проверки на соответствие предусматривает больше полномочий для профессиональных организаций и меньше — для административных органов. Страны, которые живут в рыночной экономике, давно перешли к ней.
— Так мы просто перенимаем западную систему?
— Да, это отчасти будет похоже на европейскую систему: там тоже есть добровольные кодексы соответствия — некие аналоги наших СНиПов и есть высшие законы, которые регулируют систему безопасности. А вот в США контроль над соблюдением стандартов в строительстве практически полностью отдан на откуп саморегулируемым (СРО) организациям. Например, если конструктор лицензирован в Союзе конструкторов, то его подпись под чертежами уже считается знаком качества.
— Какие организации, на ваш взгляд, могли бы взять на себя роль СРО?
— В России, если сразу передать систему сертификации какой-нибудь «новоиспеченной» ассоциации, в итоге представители этого объединения монополизируют рынок. У нас еще не создано правовое поле для страховок от такой деятельности. По этому пути нужно идти, но передавать такие функции лучше, например, Торгово-промышленной палате. Она имеет сеть по всей стране и борется за свое имя и реноме, а не за долю на рынке.
Журнал «Финанс.» №27 (164) 17 — 23 июля 2006 — Недвижимость
Беседовала АННА ШЕХОВА
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.