«ВИНАП» отлакирует пивзавод облигациями

Эмитентом выступает ООО «ВИНАП-Инвест», специально созданная структура для привлечения финансовых ресурсов в Группу «ВИНАП» («Вина. Напитки. Пиво»), ядром которой является ОАО «ВИНАП». Размещаться бумаги будут по номинальной стоимости 1 тыс. рублей. На аукционе будет установлена ставка первого из шести полугодовых купонов. Ставка второго купона равна ставке первого. Ставки третьего и четвертого купонов ниже первого на 2 процентных пункта, а пятого и шестого — на 4 процентных пункта. Согласно безотзывной оферте эмитента, инвесторы имеют право на досрочное погашение бумаг по цене 100,5% от номинала в дату выплаты второго купона. Поручительство по займу предоставляет ОАО «ВИНАП», организатором выпуска выступает Вэб-инвест банк, соорганизаторами — Северо-Западный Телекомбанк и ИФК «Алемар», а финансовым консультантом — ИК «АВК».

В 1960 году на международной выставке в Монреале большой интерес специалистов и бизнесменов вызвал чешский проект пивоваренно-винодельческого комплекса, объединяющего в себе производства всех видов алкогольных и безалкогольных напитков. Однако на Западе эта идея так и не нашла воплощения в отличие от СССР. В 1964 году началось строительство пивоваренно-винодельческого комбината «Новосибирский», запуск производств которого осуществлялся очередями в течение шести лет. Всего этих производств пять: ликеро-водочное, пивоваренное, винное, шампанское и безалкогольных напитков. Каждое из них представляет собой самостоятельный бизнес. Указ «О борьбе с пьянством и алкоголизмом» от 16 мая 1985 года нанес серьезный ущерб деятельности предприятия: выпуск водки сократился в три раза, вместо шампанского пришлось изготавливать безалкогольный коктейль. Удержаться на плаву позволила универсальность комбината, резко увеличившего производство безалкогольных напитков. Рыночные реформы 90-х едва не погубили производство окончательно: заполонившие рынок суррогаты начали вытеснять натуральную водку. И к 1995 году комбинат, переименованный в «ВИНАП», оказался в списке предприятий-банкротов. Пришедшей к руководству команде управленцев под началом нынешнего генерального директора Юрия Верясова удалось адаптировать предприятие к новым реалиям, и сейчас «ВИНАП» выпускает более 150 наименований продукции, общий годовой объем производства которой составляет 26 млн дал.

Пивоваренное производство составляет половину объема выпускаемой продукции компании. По итогам минувшего года «ВИНАП» произвел 3,486 млн дал пива, что составляет 0,47% от общероссийского объема производства. Между тем емкость рынка пива Западно-Сибирского региона компания оценивает в 43,4 млн дал, тогда как сейчас там производится около 30 млн дал. Таким образом, существует значительный потенциал увеличения сбыта, который и стремится использовать компания. Как сообщил заместитель финансового директора «ВИНАП» Андрей Пономарев, 25 сентября состоится официальное открытие нового пивоваренного завода «SOBOL-Beer», a первая варка пива на нем началась уже 6 августа. В строительство инвестировано около $35 млн, а до конца текущего года в его завершающую фазу, предполагающую установку на предприятии фильтра тонкой очистки для производства непастеризованного пива и линий для разлива пива в банки, будет вложено еще $5 млн. После выхода завода на проектные показатели производственные мощности предприятия увеличатся на 12 млн дал, что обеспечит дополнительную выручку $60-70 млн в год. Завод сконструирован и построен таким образом, что при низких затратах и за короткий временной отрезок его мощности могут быть увеличены до 20 млн дал пива в год.

На новых мощностях будут выпускать новый брэнд Группы — «SOBOL», который пополнит линейку сортов класса премиум. С запуском завода компания также приступит к выпуску лицензированного пива Kaltenberg, которое будет позиционироваться в двух сегментах — ординарное пиво и пиво класса премиум. По предварительному соглашению с владельцем марки — германской компанией Konig Ludwig International новосибирцы будут производить 0,5 млн дал пива Kaltenberg Pils и 2,5 млн дал Kaltenberg Royal Lager. Запуск нового производства в сочетании с расширением сбыта продукции по планам компании должен уже в текущем году способствовать увеличению выручки по сравнению с прошлым годом на 65% — до 1,6 млрд рублей, а операционной прибыли — более чем в два раза — до 210 млн рублей.

«ВИНАП», будучи новичком на рынке облигаций, тем не менее хорошо знаком российским банкам в качестве заемщика — на 1 июня им было привлечено 415 млн рублей в виде кредитов крупнейших российских и региональных банков, главные из которых — Сбербанк и Газпромбанк. За последний год в связи со строительством пивоваренного комбината объем заимствований, главным образом краткосрочных, увеличился на 159 млн рублей. Просрочки платежей по выплате процентов и основного долга у эмитента отсутствовали.

Тем не менее, как отмечает аналитик ИФ «ОЛМА» Ольга Беленькая, данные отчетности заемщика показывают проблемы, связанные со структурой капитала компании, — отношение привлеченных средств к акционерному капиталу на 1 апреля 2003 года превышало 2,8, причем доля краткосрочных обязательств составляла более 80%. А после размещения облигационного займа коэффициент долговой нагрузки, определяющийся отношением привлеченных средств к собственному капиталу, составит 4,28. В качестве недостатка отмечается также низкая рентабельность компании — так, рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж к выручке) по итогам первого квартала 2003 года составляет всего 3%, причем по итогам 2001-2002 годов она была заметно выше — 10-16%. Рентабельность активов — менее 1%. Таким образом, облигации «ВИНАП» несут в себе высокий кредитный риск. При анализе доходности к погашению специалист рассматривает как benchmark облигации «Тинькофф-Инвест» с доходностью 19,6% годовых к погашению и 17,35% к годовой оферте. С учетом относительно высоких кредитных рисков эмитента Ольга Беленькая считает приемлемой для покупки доходность к погашению не ниже 16,6%, что соответствует ставке первого купона примерно на уровне 17,8% годовых и доходности к оферте 19,1% годовых. Учитывая высокую текущую доходность двух первых купонов, для инвесторов может быть более интересна покупка до годовой оферты.

В свою очередь ведущий специалист управления инвестиционно-банковских услуг Вэб-инвест банка Татьяна Летуновская рассчитывает, что ставка купона на аукционе составит 17-17,3%. Это соответствует доходности к годовой оферте около 18,5% и доходности к погашению на уровне 16-16,1%.

Группа компаний «ВИНАП» — крупнейший в Западной Сибири производитель спиртных и безалкогольных напитков. В холдинг входят ОАО «ВИНАП», завод по производству безалкогольных напитков «SOBOL-Juice», пивоваренный завод «SOBOL-Beer» и дистрибьюторская сеть. Продукция экспортируется в страны ближнего зарубежья. Основные марки: водка «Столица Сибири», пиво «Черный принц», «Юбилейное», «Жигулевское» и «Товарищ Бендер», винные напитки «Рябина красная», «Николаевское подворье», «Рябиновое ожерелье», коньяки «Москва» и «Гянджа», «Русское шампанское», «Российское шампанское — Брют», красное игристое вино «Князь Лев Голицын» и др. Также производится вермут из натуральных молдавских и украинских сухих вин с добавлением экстракта от итальянской фирмы «Рикадонна». Основными акционерами ОАО «ВИНАП» являются ФГУП «Росспиртпром» (33%), генеральный директор компании Юрий Верясов (12%), и финская компания Novoski (8%).

Журнал «Финанс.» № 23 (18-24 август 2003) — Рынки
Алексей Медведев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.