Тревожная весна Volkswagen

Срок полномочий генерального директора Volkswagen Бернда Пишетсридера истекает через год, и 10 членов наблюдательного совета из 20 собираются в середине апреля проголосовать против продления его контракта. Это представители профсоюзов Германии, недовольные планами второго этапа реструктуризации, намеченными на 2006-2008 годы.

Дорогие ошибки. Тучи над Volkswagen начали сгущаться три года назад. Если 2002 год был еще относительно успешным благодаря некоторой инерции динамичных 90-х, то в 2003-м уже проявились результаты совершенных стратегических просчетов, а также нестабильной конъюнктуры мирового автомобильного рынка и подорожания евро. Чистая прибыль по итогам 2003 года снизилась более чем на 61% по сравнению с предыдущим периодом. В 2004 году падение продолжилось и составило уже более 73% по сравнению с 2002 годом. Руководство не отследило вовремя ошибки ценовой политики при выводе на рынок новой вариации автомобиля Golf. Повышенные цены уменьшили продажи модели Golf Plus по сравнению с Golf предыдущего поколения. К тому же, будучи ориентированным на такой же сегмент рынка, что и Volkswagen Touran, Golf Plus оттянул на себя часть потенциальных покупателей.

Не оправдалась и попытка усиления в эксклюзивном сегменте путем участия в итальянских брэндах Lamborghini и Bugatti. Их концерн приобрел во второй половине 90-х годов и начал активно раскручивать именно в 2003-2004 годы: были выпущены модели Lamborghini Gallardo и Bugatti Veyron. Однако результаты продаж этих машин не оправдали вложенных в них крупных инвестиций. Еще один автомобиль класса люкс — Phaeton — также принес компании большое разочарование. В США эту модель предложили по цене от $70 тыс., но покупатели встретили ее с таким скепсисом, что продажи пришлось прекратить. К тому же на американском рынке значительно сократились продажи моделей Jetta и Passat, и, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, Volkswagen был вынужден увеличить скидки на автомобили до $2 тыс.

Необходимо было срочно принимать меры. В 2004 году был разработан план реструктуризации под названием ForMotion, фигурирующий в отчетах Volkswagen как «программа увеличения производительности». Снижение заработной платы рабочим германского подразделения и выпуск новых моделей позволили компании по результатам прошлого года нарастить чистую прибыль до 1,12 млрд евро: это на 60,9% больше, чем в 2004 году (тогда удалось заработать всего 697 млн евро). Выручка Volkswagen увеличилась на 7,08% и составила 95,27 млрд евро. Однако торжествовать руководству концерна еще очень рано. Дело в том, что почти всю чистую прибыль обеспечили подразделения по оказанию финансовых услуг и производству машин марки Audi. Свой вклад в успех внесли также Bentley и Skoda. Что касается главного брэнда, то он, по оценкам аналитиков, едва сводит концы с концами.

«Вагон» без работы. Понимая, что реструктуризацию нужно продолжать, руководство Volkswagen разработало новую программу — ForMotion Plus. Она рассчитана на три года и содержит более конкретную цель, чем предыдущая, — увеличение чистой прибыли концерна к 2008 году до 4-5,1 млрд евро. Новые инициативы пресса уже окрестила «программой сокращения рабочих мест». Реструктуризация может непосредственно коснуться около 20 тыс. рабочих: руководство Volkswagen планирует сокращение штата и увеличение продолжительности рабочей недели с 28,8 до 35 часов без изменения заработной платы. Возмущение профсоюзов понятно, тем более что в данной ситуации их недовольство подкреплено юридически. Предложенные меры противоречат тарифному соглашению, заключенному с ними в ноябре 2004 года, по которому рабочим гарантируется неизменная заработная плата и сохранение 100 тыс. рабочих мест до 2011 года. В своем заявлении руководство Volkswagen осторожно замечает, что «методы, которыми будет достигнуто увеличение производительности и проведены структурные изменения, пока не определены и являются предметом переговоров. Однако в рамках действующего тарифного соглашения невозможно обеспечить конкурентоспособность концерна». Профсоюзы считают иначе.

Опасность этого конфликта для Volkswagen очевидна: представители профсоюзов Германии, занимающие ровно половину кресел в наблюдательном совете, обеспечат пробуксовку программы реструктуризации, по крайней мере предложенными методами. Очевидно, на уступки придется пойти обеим сторонам во избежание значительных потерь. Но сколько времени понадобится на пересмотр тарифного соглашения, разработку новых условий взаимодействия и прочие проволочки?

Помимо увольнения рабочих Volkswagen рассматривает и другие методы на пути к улучшению производительности. В том числе он избавляется от убыточных непрофильных подразделений. Так, в марте руководством концерна было принято решение о продаже своей дочерней компании по прокату автомобилей Europcar французской инвестиционной компании Eurazeo. Сумма сделки составила 1,26 млрд евро. Помимо этого покупатель примет на себя 2,06 млрд евро долгов. Таким образом Бернд Пишетсридер рассчитывает сократить издержки и сконцентрироваться на производстве автомобилей. Но понятно, что такими «косметическими» мерами уже не обойтись.

Большой маленький брат. В конце сентября прошлого года другой германский концерн — Porsche — объявил о намерении увеличить свою долю в Volkswagen с 5 до 20% его обыкновенных акций. Один из мотивов, по словам генерального директора Porsche Венделина Видекинга, — «уберечь Volkswagen от недружественного поглощения иностранными инвесторами». Очевидно, это связано с ожиданием скорой отмены так называемого «закона» о Volkswagen. Он вступил в силу еще в 1960 году, когда компанию приватизировали. Государство хотело сохранить влияние на автопроизводителя, поэтому в его уставе было зафиксировано условие, согласно которому отдельный акционер может иметь не более 20% голосов при принятии решений, даже если ему принадлежит больше 20% акций компании. При этом земля Нижняя Саксония, на территории которой находится штаб-квартира Volkswagen, стала самым крупным акционером. Сейчас ее доля составляет 18,1% голосующих акций (13,6% основного капитала). Кроме того, правительство земли занимает два кресла в наблюдательном совете.

Более 40 лет «закон о Volkswagen» явно нарушает принцип свободных рынков ЕС. Еще в конце марта 2004 года Еврокомиссия обратилась к федеральному правительству Германии, а затем и в Верховный суд ЕС с требованием отменить закон. Процесс близится к завершению. Решение суда по иску должно быть вынесено в течение нескольких месяцев.

Впрочем, главная причина столь пристального внимания Porsche к проблемам, связанным с Volkswagen, лежит не в патриотической, а в экономической плоскости. Комментируя приобретение пакета акций, руководство Porsche подчеркивало, что Volkswagen поставляет на ее заводы до 30% комплектующих (доля в общей стоимости поставок). Также у двух компаний есть совместные проекты в области исследований и разработок. Впрочем, они тесно связаны друг с другом даже исторически. Глава наблюдательного совета Volkswagen Фердинанд Пих, работающий в компании уже около 30 лет, — член семьи Порше, которая контролирует Porsche. Он же внук Фердинанда Порше, создателя легендарного «жука», с которого когда-то начиналась история концерна Volkswagen. Кроме того, Фердинанд Пих в течение девяти лет возглавлял Volkswagen и лишь в 2002 году передал бразды правления в руки Бернда Пишетсридера, которого сам же и пригласил. При этом Фердинанд Пих еще и возглавляет наблюдательный совет Porsche. Поэтому неудивительно, что руководство Volkswagen приветствовало наращивание доли дружественной компании в капитале, отметив важность «сохранения сбалансированной структуры акционеров».

Стремление руководства Porsche и Фердинанда Пиха влиять на решения, принимаемые в Volkswagen, не вызывает никаких сомнений. Акционер уже ввел в наблюдательный совет двух своих представителей. Этому не помешали возражения портфельных инвесторов и представителей Нижней Саксонии, которые не скрывали своих опасений по поводу того, что Porsche будет действовать в своих интересах, контролируя деятельность концерна. Справедливости ради стоит отметить, что сам Фердинанд Пих в следующем году покинет наблюдательный совет Volkswagen — как сообщили информированные источники, на этом настояло правительство Нижней Саксонии. Но такой «обмен» — двое на одного — в любом случае в пользу Porsche.

В конце февраля Volkswagen предоставил двум своим крупнейшим акционерам — Нижней Саксонии и Porsche — право вето на любые решения компании, включая решения о закрытии заводов. Наблюдательный совет одобрил предложение об аннулировании 13% выкупленных компанией акций, что автоматически увеличивает доли Porsche и Нижней Саксонии до более 20% голосующих акций. По уставу Volkswagen 20% вполне достаточно для того, чтобы заморозить любые решения ежегодного общего собрания. Учитывая высказывания главы подразделения Volkswagen Вольфганга Бернхарда о том, что рассматривается возможность закрытия порядка шести заводов в Западной Германии, очевидно, что руководство компании пытается перераспределить ответственность за принимаемые решения.

Если торг с профсоюзами ни к чему не приведет и соотношение голосов в наблюдательном совете к апрельскому заседанию останется 50:50, судьба Бернда Пишетсридера будет в руках Фердинанда Пиха — как глава совета он должен будет принять решение. В случае если контракт нынешнего гендиректора не будет продлен, его, вероятно, займет кто-то из трех кандидатур. Это Вольфганг Бернхард, Мартин Винтеркорн (глава подразделения Audi) и Венделин Видекинг.

Журнал «Финанс.» № 12 (149) 27 марта — 2 апреля 2006 — Автофинансы
Елена Бобруйская

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.