Сведения о средних зарплатах в органах исполнительной власти разных уровней регулярно публикует Росстат. «Ф.» взял цифры за 2007 год и сделал их сопоставимыми, скорректировав с учетом разницы в уровнях цен в регионах. В основу рейтинга была положена статистика по зарплатам в государственных органах субъектов федерации – правительствах и администрациях областей, краев, республик и автономных округов. Эта информация наиболее интересна для анализа, поскольку отражает как финансовое положение региона, так и кадровую политику, проводимую конкретным губернатором. Вероятно, по этой причине при первом же взгляде на рейтинг обращает на себя внимание не только существенный разброс цифр, но и отклонения от принципа «богатый регион – высокооплачиваемые чиновники».
Показатели размеров оплаты труда в территориальных ведомствах федеральных органов власти и на уровне местного самоуправления также скорректированы с учетом уровня цен. Кроме того, «Ф.» приводит данные Росстата о средних зарплатах в экономиках регионов в целом и предлагает сравнить их с усредненными зарплатами чиновников.
Есть подешевле, есть подороже. Тройка лидеров не вызывает особого удивления. В этих регионах – Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Тюменской области – экономика зиждется на нефтегазовом производстве. Их администрации от недостатка бюджетных доходов не страдают. Региональные чиновники НАО получают самые высокие зарплаты в стране как в номинальном выражении, так и в пересчете на среднероссийские цены. Здесь, а также в занявшем пятую строчку Ханты-Мансийском автономном округе неплохо зарабатывают и обычные, «нечиновные» россияне: зарплаты, приведенные к среднему по России уровню цен, в 2007 году превышали 23 тыс. рублей.
Зато любопытно четвертое место, занятое Рязанской областью. Среднее номинальное жалованье, которое в прошлом году выплачивали там чиновникам исполнительной власти, выше, чем в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области. При этом стоимость фиксированного набора товаров и услуг, замеряемая Росстатом, в декабре на Рязанщине была меньше, чем в целом по стране. Кроме того, в этом регионе средние заработки представителей исполнительной власти почти в 3,8 раз превышают зарплату по областной экономике в целом. Такого существенного отрыва больше нет нигде в России.
Конечно, не следует сбрасывать со счетов усредненность этих цифр. Росстат в своих оценках опирается на общий размер фонда заработной платы госучреждений, который делит на среднюю численность сотрудников и на количество месяцев, за которые была предоставлена информация. В абсолютном выражении «дороговизна» исполнительной власти сильно зависит от раздутости ее штатов. Не говоря уже о том, что чиновничья «каста» так же неоднородна по доходам, как и общество в целом. Скажем, если, исходя из данных Росстата, прикинуть годовую зарплату чиновника московского правительства, получится примерно 412 тыс. рублей. В то же время в прошлогоднем столичном бюджете на оплату труда Юрия Лужкова было выделено 3,6 млн рублей, а в нынешнем году его хлопоты обойдутся горожанам уже в 5,8 млн рублей. Интересно, что честно трудиться на должности мэра в Москве гораздо выгоднее, чем в Санкт-Петербурге: в бюджете на 2008 год на содержание Валентины Матвиенко выделено 1,7 млн рублей. Но при этом Cеверная столица в рейтинге усредненных чиновничьих зарплат оказалась на седьмом месте, а столица официальная – только на 36-м.
Вполне закономерны скромные позиции, которые занимают регионы Юга России – республики Северного Кавказа, Калмыкия. Это территории со слабой экономикой и бюджетами, сильно зависящими от помощи из федерального центра. Впрочем, последнее место, занятое Новгородской областью, выглядит явным диссонансом. По объему бюджетных расходов на душу населения она находится примерно на уровне Калужской и Иркутской областей (а они оказались на 20-м и 27-м местах в рейтинге зарплат госслужащих). Кроме того, довольно странно 82-е место Республики Саха. Дело в том, что по показателю общих бюджетных расходов на душу населения Якутия находится на восьмом месте среди российских регионов. Однако с учетом характерной для Севера дороговизны товаров и услуг средний уровень чиновничьих зарплат просто неправдоподобно низок. А отрыв от показателя в целом по экономике республики – самый незначительный в стране, меньше 4%.
Нужно отметить, что законодательно региональные власти не вполне свободны в определении зарплат своим чиновникам. Бюджетный кодекс гласит, что, если субъект федерации получает дотации из фонда финансовой поддержки регионов, он не имеет права платить своим госслужащим больше, чем федеральный центр – своим чиновникам соответствующих категорий. Однако фактически это правило не работает, и в Москве закрывают на это глаза. Согласно последнему отчету Минфина, критерий не выполняется в 53 регионах.
«Государство как бы стесняется». Принимая решения в области политики материального вознаграждения чиновников, власти всегда приходится балансировать между соображениями экономии и социальной справедливости с одной стороны, и угрозой коррупции – с другой. Очевидно, что ей, как и частному сектору, нужны квалифицированные люди, которые поступают на госслужбу не для того, чтобы добирать «недоплаченные рубли» при помощи воровства и взяток. С другой стороны, официально содержать дорогих чиновников при полунищем населении и слабом бюджете тоже неразумно. Рейтинг показывает, что губернаторы России придерживаются очень разных взглядов на то, каким должно быть оптимальное соотношение. Недавно свою точку зрения по этому вопросу обнародовал и Дмитрий Медведев. Выступая на экономическом форуме в Красноярске, будущий президент высказался за сокращение «явно излишней численности госслужащих» и одновременное создание «достаточно адекватных материальных стимулов, системы поощрений для привлечения к государственной службе наиболее квалифицированных профессионалов». «Государство как бы стесняется, что его служащие не вполне эффективны, поэтому и не доплачивает им, – заявил Дмитрий Медведев. – С таким подходом мы не добьемся успеха».
Надо сказать, что и за время президентства Владимира Путина для улучшения материальных стимулов было сделано немало. Согласно данным Росстата, средняя зарплата работников региональных органов исполнительной власти только за 2007 год выросла на 24,1%, а с учетом инфляции – на 13,8%. Еще больше повезло федеральным госслужащим в регионах – их реальные заработки увеличились более чем на треть, главным образом за счет опережающего роста в ФНС, ФТС и Росфинмониторинге. В органах местного самоуправления, где труд чиновников, как правило, оплачивается намного хуже, чем в федеральных и региональных структурах, получать стали больше лишь на 11,5% с учетом инфляции. Реальные заработки по России в целом росли быстрее – на 16,2%, а располагаемые доходы населения – на 12,3%.
Рейтинг средних зарплат в органах исполнительной власти субъектов федерацииМесто в рейтингеРегион1.Средняя зарплата, тыс. руб.: скорректированная по уровню цен2.Средняя зарплата, тыс. руб.: номинальная3.Средняя зарплата в регионе*, тыс. руб.4.Соотношение (1)/(3)5.Зарплата в региональных учреждениях федеральных органов исполнительной власти*, тыс. руб.6.Зарплата в региональных органах местного самоуправления*, тыс. руб.
1Ненецкий АО46,067,723,42,024,234,6
2Тюменская область40,649,723,31,722,332,1
3Ямало-Ненецкий АО39,958,625,41,623,932,9
4Рязанская область39,337,110,43,817,113,8
5Ханты-Мансийский АО38,152,123,61,623,232,0
6Ленинградская область38,138,113,02,919,518,6
7Санкт-Петербург34,537,015,72,223,222,4
8Сахалинская область33,751,515,22,220,518,2
9Московская область32,534,815,02,220,720,8
10Мурманская область31,941,014,42,225,920,9
11Нижегородская область30,830,010,52,918,116,5
12Республика Карелия30,730,213,52,326,118,9
13Архангельская область30,433,513,22,323,516,5
14Калининградская область29,731,911,72,517,317,5
15Хабаровский край29,738,212,22,420,716,1
16Оренбургская область29,324,511,52,519,515,7
17Камчатский край29,047,613,32,220,718,8
18Кемеровская область28,724,814,52,023,116,0
19Волгоградская область28,426,410,42,717,516,8
20Калужская область28,325,811,92,417,613,2
21Липецкая область27,624,412,32,217,615,3
22Читинская область27,325,812,82,123,613,9
23Самарская область27,229,011,22,414,913,7
24Ярославская область27,124,612,42,217,414,9
25Омская область26,223,012,82,121,215,9
26Краснодарский край25,924,510,92,418,015,0
27Иркутская область25,825,114,21,824,916,6
28Усть-Ордынский Бурятский АО25,522,78,63,021,79,7
29Республика Марий Эл25,220,210,42,419,513,5
30Красноярский край25,026,414,61,723,017,1
31Воронежская область25,023,89,42,717,315,1
32Орловская область24,719,710,82,320,114,5
33Новосибирская область24,724,612,22,021,512,8
34Республика Башкортостан24,521,012,91,921,014,6
35Свердловская область24,223,714,11,720,416,4
36Москва24,134,316,31,514,825,6
37Ростовская область24,022,710,12,419,210,9
38Республика Тува23,922,511,22,126,910,6
39Томская область23,924,913,61,820,918,4
40Чукотский АО23,647,815,61,524,617,2
41Алтайский край23,520,68,82,720,79,8
42Магаданская область23,031,317,21,326,618,6
43Челябинская область22,820,413,21,720,814,3
44Амурская область22,124,911,91,921,416,1
45Агинский Бурятский АО22,122,08,82,517,811,9
46Республика Коми22,025,115,01,525,114,4
47Карачаево-Черкесская Республика21,818,19,22,417,911,5
48Республика Бурятия21,121,811,01,919,812,8
49Тверская область20,619,710,52,015,011,3
50Тамбовская область20,517,69,22,217,98,5
51Вологодская область20,420,612,91,618,712,9
52Курганская область20,318,010,12,020,19,4
53Белгородская область20,117,312,11,721,410,3
54Республика Хакасия20,018,812,01,722,311,7
55Ивановская область19,918,19,22,217,212,5
56Республика Татарстан19,916,713,61,520,715,2
57Астраханская область19,617,811,01,818,814,8
58Приморский край19,624,010,81,821,915,9
59Пермский край19,519,811,91,618,512,8
60Ставропольский край19,418,59,12,117,510,9
61Республика Алтай19,218,89,52,022,710,6
62Курская область19,017,010,01,918,412,7
63Еврейская АО18,920,811,01,720,214,7
64Брянская область18,515,89,61,920,010,1
65Пензенская область18,215,89,91,817,111,0
66Смоленская область18,115,611,11,620,010,1
67Костромская область18,015,210,91,719,011,9
68Республика Северная Осетия17,814,09,71,819,612,1
69Тульская область17,715,511,31,618,713,1
70Чувашская Республика17,614,510,61,719,410,9
71Республика Мордовия17,614,89,61,817,98,7
72Владимирская область17,616,410,01,818,311,8
73Ульяновская область17,415,09,81,816,110,2
74Удмуртская Республика17,214,311,81,520,913,2
75Саратовская область17,114,710,61,618,410,5
76Кировская область16,815,29,81,719,38,8
77Республика Адыгея16,515,18,81,916,812,4
78Псковская область16,014,39,91,619,09,8
79Республика Ингушетия15,713,69,11,714,48,5
80Республика Калмыкия14,512,28,41,718,710,2
81Республика Дагестан14,412,26,72,216,99,4
82Республика Саха (Якутия)14,320,113,81,022,411,7
83Кабардино-Балкарская Республика13,511,09,01,518,310,1
84Новгородская область13,512,911,21,217,010,1
* Cкорректировано по уровню цен.
VIP-ВЗГЛЯД: Стоит ли повышать зарплату чиновникам?
Владимир Кулаков, губернатор Воронежской области: – Это не мне решать. Но обидно, когда каждого чиновника считают взяточником. Вообще, коррупция – благо. Это форма перераспределения денег между людьми, которые очень много получают, и теми, кто зарабатывает мало.
Виктор Илюхин, депутат Госдумы: – Нет, одним повышением зарплаты проблему с коррупцией мы никогда не решим. Это явление социальное, и без комплексных мер сделать ничего нельзя. Необходимо нравственное воспитание чиновников – восстановление понятий морали, чести и достоинства. Следует предоставлять слугам народа социальные гарантии: обеспечивать жильем, лечить детей и всех членов семьи.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета: – Одно повышение зарплаты не поможет. Прежде чем бороться с коррупцией, надо рассчитать этот рынок, как делают во всем мире. И посмотреть, как бизнес борется с такими явлениями среди своих менеджеров. Помимо зарплаты им предоставляется медобслуживание, льготные кредиты и жилье, которое через 15 лет становится собственностью.
Андрей Богданов, лидер Демократической партии России: – Это полумера, но я на нее согласен. Однако лишь при условии, что в такой же пропорции будет увеличена зарплата всем госслужащим.
Сергей Борисов, президент «Опоры России»: – Можно, но сначала надо ввести уголовную ответственность для чиновников за действия или бездействия, повлекшие за собой проблемы для граждан и компаний. Необходимые критерии можно было бы разработать с бизнес-сообществом.
Наталья Крачковская, актриса: – А разве они мало получают? Вот пожили бы на пенсию, которую нам установили, то сразу бы поняли, как им хорошо. Не о чиновниках, а о пожилых людях надо в первую очередь заботиться.
Журнал «Финанс.» №14 (249) 07 апреля — 13 апреля 2008 — Экономика
Анна Ким
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.